Какие UX-решения помогут создать в цифровом сервисе лучший опыт для конкретной возрастной группы или для пользователей всех возрастов?
возрастные группы
категорий сервисов
блока пользовательских задач
Это первое на рынке исследование возрастных особенностей поведения пользователей цифровых сервисов. Результаты дадут бизнесу понимание, какие решения необходимо использовать, чтобы создать качественный цифровой опыт для всех возрастов или сфокусировать сервис на лояльность определенной категории.
Полный отчет содержит детальное описание портретов возрастных групп, ключевые паттерны поведения в 24 пользовательских сценариях и разбор возрастных UX-проблем.
Презентация исследования прошла 15 августа. Смотреть запись →
-
Продуктовому менеджеру и CPO
- Сократить ресурсы на A/B-тестирование гипотез, которые мы уже проверили.
- Дать лучший цифровой опыт тем, с кем плохо поработали конкуренты — и привлечь их в свой сервис.
- Защитить внутри компании намерение масштабировать старый продукт или стартовать с новым.
-
UX-дизайнеру
- Использовать в работе готовые инсайты, как «надо» и как «не надо».
- Аргументировать решения руководству.
-
Маркетологу
- Узнать больше о поведении аудиторий, для которых делается продукт – и обоснованно заявлять, что сервис удобен для всех.
Чтобы оценить, как глубоко и полно мы делаем такие работы, ознакомьтесь с публичным отчетом. А если для ваших целей подходит исследование именно аудиторий разных возрастов, закажите полный отчет. Дальше вы сможете решить, нужен ли вам аудит вашей аудитории — с любой сегментацией, и даже в случае, если рабочей версии сервиса у вас еще нет.
Заказать полный отчет →
Мы делаем аудиты в области финтеха, ритейла, телекома и других. При этом в фокусе может быть сегментация по любому признаку: например, мы можем изучить мужчин и женщин, существующих и потенциальных клиентов, потребителей разных продуктов — все зависит от вашей цели.
Заказать аудит →
3 возрастные группы
-
Мы исследовали максимально различные возраста. В крайних группах неадаптированные интерфейсы существенно ухудшают цифровой опыт.
-
16–19 лет
Начинают самостоятельную финансовую активность. Уже обладают цифровым опытом, но еще формируют потребительские привычки и финансовую грамотность.
-
32–37 лет
Самая финансово активная аудитория. Используется как контрольная группа для определения и проверки общих UX-паттернов.
-
60–64 годаАудитория с богатым жизненным опытом и негибкими потребительскими привычками, которые влияют на восприятие информации и принятие решений.
5 категорий
-
Какие сервисы попали в периметр исследования
Приложения подбирались так, чтобы обеспечить максимальное разнообразие в реализациях: это позволило выявить самые эффективные. Мы брали сервисы, решающие самые частотные задачи, актуальные для всех возрастов, такие как:
- eGrocery: Самокат, Окей, Пятерочка, Ашан, ВкусВилл, Магнит
- Маркетплейсы: ЯндексМаркет, СберМегаМаркет, Озон, Сима-ленд
- Банки: Открытие, Альфа-Банк, Почта Банк, Ак Барс Банк
- Доски объявлений: Авито, Профи, Юла
- Мобильные операторы: МегаФон, билайн, МТС
-
Какие сервисы были исключены
Те, где содержание важнее формы: игры, стриминг, новости. Ими пользуются несмотря на недоработки UX, и личная ценность сбивает статистику.
10 частотных сценариев
Нашей целью было найти общие особенности поведения пользователей без привязки к сервисам и выделить универсальные принципы проектирования с учетом возрастных особенностей. Поэтому мы отобрали сценарии, которые часто встречаются в приложениях различных типов — от банков до приложений для заказа еды, и по каждой выдвигали гипотезы (всего 33, каждую из которых вы можете увидеть в полном отчете).
- Навигация по приложению — 9 гипотез.
- Поиск по большим спискам элементов — 2.
- Выбор и сравнение нескольких продуктов — 2.
- Ознакомление с продуктом — 3.
- Заполнение форм и работа с картами — 6.
- Взаимодействие с уведомлениями — 1.
- Управление программой лояльности — 3.
- Решение проблем и обращение в поддержку — 2.
- Голосовое управление — 2.
- Взаимодействие с игровыми механиками и управление интерактивными элементами (свайп, drag-and-drop) — 3.
как мы с ними работаем
- Модерируемые юзабилити-тестирования. На этом этапе мы искали инсайты: просили выполнить действия, наблюдали, беседовали о впечатлениях. В тестировании участвовало 22 респондента — 7 молодых, 7 среднего возраста и 9 пользователей старшего поколения.
- Тщательный анализ и классификация данных. По итогу — создание перечня гипотез о возрастных различиях и сходствах пользователей.
- Разработка заданий для проверки гипотез. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 50 молодых, 50 среднего возраста и 50 старшего возраста. Все — опытные пользователи смартфона Android.
- Подбор статистических критериев и анализ результатов на предмет статистической значимости. Это помогло удостовериться, что результаты актуальны для всех.
В разных индустриях и для разной сегментации пользователей будет отличаться набор гипотез — более или менее значительно. Но общий алгоритм сохраняется: это позволяет нам делать глубокие инициативные исследования и клиентские аудиты под конкретные цели бизнеса.
Заказать аудит →
-
Публичный отчет
Публичные результаты исследования — все инсайты с основными выводами по юзабилити-тестированию и количественному этапу.
-
Полный отчет
Все инсайты с подробным описанием методики, всех модерируемых UX-тестов и количественных экспериментов.
-
Аудит по методике
UX-аудит вашего сервиса с фокусом на сегментацию пользователей.
-
Как выбрать формат сотрудничества
На трех следующих слайдах мы подробно рассказываем, что содержится в этих отчетах и услугах. Ничего не подходит? Напишите нам на hello@markswebb.com: сориентируем, какое исследование (или кастомный аудит) подойдет именно вам.
Содержит все полученные инсайты и ответы на вопросы, как именно UX зависит от возраста.
В дополнение к контенту публичного отчета содержит:
- детальное описание методики со всеми параметрами выборки, критериями и доверительными интервалами; описание всех модерируемых UX-тестов с количественными и качественными результатами и итоговыми выводами по интерфейсному объекту;
- описание всех количественных экспериментов (аналогично модерируемым тестам).
Это полный чек-ап вашего сервиса с фокусом на то, как в нем чувствуют себя пользователи разных групп — причем не обязательно разных возрастов. Мы можем отдельно изучить мужчин и женщин, опытных пользователей и новичков, потребителей разных продуктов, программ и тарифов. Все зависит от вашей цели; важно то, что это будет именно углубленное изучение пользователей по сегментам.
Такой кастомный аудит ответит на вопрос, надо ли трансформировать UX сервиса (и если да — то как) и какие универсальные решения лучше использовать.
Презентация исследования прошла 15 августа 2023.
-
23 респондента для тестирования
Для каждой возрастной группы подобрали от 7–9 активных пользователей цифровых сервисов с одинаковым соотношением мужчин и женщин. География отбора: Москва и Московская область. В отборе отсеивались представители профессий, связанных с IT-отраслью и коммуникациями, имеющих более квалифицированный цифровой опыт.
-
По 15 задач для респондента
Участники получили задания в незнакомых сервисах, представляющих наиболее отличающиеся интерфейсы. В каждом необходимо было выполнить схожие операции и объяснить свои шаги. Мы фиксировали выполнимость и субъективную удовлетворенность результатом.
В ходе интервью просили сравнить реализации, которые были:
- на тесте — например, два способа поиска по каталогу;
- на тесте и те, которые встречаются в привычных сервисах.
-
Генерируем инсайты
На основании результатов тестирования сформулировали описание UX-проблем и сгруппировали их по возрастным сегментам, выстроили приоритетность по их степени влияния на выполнимость задачи и удовлетворенность пользователя.
На этом этапе мы сгенерировали новые гипотезы о паттернах выполнения задач в разных группах и подготовили их для проверки в количественном исследовании.
гипотезы и инсайты
-
Количественное исследование
Для проверки мы использовали метод немодерируемых массовых тестов. Всего задействовали 150 респондентов из городов-миллионников России — по 50 в каждой возрастной группе.
Каждый респондент получил задания для самостоятельного выполнения. По результатам мы зафиксировали количественные метрики: время, удовлетворенность, количество ошибок в пути.
Проверяли, подтвердились ли гипотезы, формировали инсайты и новые предположения.
и анализируем данные
-
Поиск возрастных UX-паттернов
Мы проанализировали результаты двух тестирований, отфильтровали выбросы и рассчитали средние значения. Далее сопоставили метрики по одинаковым задачам в разных возрастных группах, чтобы подтвердить или опровергнуть зависимость, рассчитать ее величину.
Дальше мы описали особенности решения UX-проблем в рамках возрастной группы, нашли общее, выделили специфическое и отметили исключения.
Заказать аудит →