Обсудить проект

Проект изменений в методике бизнес-исследований Markswebb 2022-2023

Business Internet Banking Rank и Business Mobile Banking Rank — это ежегодные инициативные исследования цифровых банковских сервисов для бизнеса, которые Markswebb проводит на протяжении 10 лет. Чтобы найденные инсайты отвечали потребностям банков и соответствовали трендам рынка, каждый год мы обновляем методику исследования и систему оценки. В Business Internet Banking Rank 2022 и Business Mobile Banking Rank 2023 — много важных изменений, связанных с эволюцией сервисов и санкциями в отношении крупнейших российских банков.

 

Что изменилось в 2022 году

1. Оцениваем качество ответа оператора в онлайн-чате в зависимости от тематики и времени обращения, а не только скорость и сам факт ответа. В ходе последних исследований мы отмечали, что банки замедляют работу операторов в чате, при этом качество ответов значительно выросло.

2. Работа с валютными счетами и конверсионными операциями перенесена из блока РКО в блок ВЭД. Мы соблюдаем логику оценки продуктовых блоков, исходя из пользовательских задач и делаем общий вес каждого из блоков более равномерным.

3. Расширили оценку работы с депозитными продуктами. Теперь более подробно изучаем информирование о возможностях пополнения, частичного и полного изъятия денег на этапе ознакомления с продуктом и в процессе использования депозита, открытого ранее.

4. Добавили оценку адаптации формы перевода между счетами, в зависимости от пользовательской задачи. Например, при изъятии денег с депозита необходимо отображение информации об изменении процентной ставке и минимальной сумме изъятия. А если пользователь хочет внести деньги на кредитный счёт, он может выбрать вариант использования: для погашения ближайших платежей, а также для уменьшения суммы или количества последующих платежей.

Это связано с особенностями поведения пользователей. В ходе глубинных интервью с респондентами и экспертами банковской отрасли мы отмечали, что предприниматели активно используют форму перевода между счетами как для изъятия средств с депозита, так и для погашения кредитных продуктов.

Результаты экспертных интервью с представителями банком, а также растущие показатели статистики по количеству оформляемых кредитных продуктов, подтвердили нам, что кредитные карты становятся более востребованными. При обновлении методики мы добавили в оценку задачи по оформлению и работе с кредитными картами в соответствующем блоке «Кредиты»;

5. Добавили в блок «Зарплатный проект» оценку работы с самозанятыми: возможность проверки статуса, формирование массовых выплат с указанием назначения платежа, а также возможность оплачивать налоги за самозанятых самостоятельно. Работа с самозанятыми приобретает всё большую популярность среди предпринимателей и предприятий малого бизнеса, а уровень реализации уже соответствует возможностям по формированию зарплатных реестров сотрудникам.

6. Более подробно будет оцениваться группировка документов: добавили критерии о возможности настраивать связь между всеми документами и платежами, а также группировать несколько документов одного типа в рамках единой сущности. Это связано с тем, что в цифровых финансовых сервисах для бизнеса активно развиваются возможности работать с закрывающими документами в рамках единой сделки.

 

Что изменилось в оценке мобильных банков для бизнеса

В процессе последнего исследования мобильного банкинга мы обратили внимание на альтернативные решения, которые позволяют в значительной степени упростить процесс работы с валютным контролем и бухгалтерией за счёт коммуникации с профильным сотрудником в чате.

Пользователи активно взаимодействуют с поддержкой в чате, а заполнение форм профильным сотрудником минимизирует риск ошибки при расчёте налога или формировании валютного платежа в адрес нерезидента.

Ранее мы рассматривали лишь наличие соответствующей кнопки или формы в рамках интерфейса. Например, возможность расчёта налогов предполагала наличие соответствующего раздела, в котором была форма для расчёта налогов с множеством релевантных полей.

Помимо этого мобильный банк для бизнеса лишился возможности работы с ЭДО из-за последних законодательных изменений. Однако банки не спешат убирать возможность из интерфейса, предоставляя пользователю возможность формировать налоговые декларации и подробно описывая варианты дальнейших действий.

Это важно, потому что уже в ближайшее время планируется возможность выпуска NFC-токена, который вновь позволит вести ЭДО на мобильной платформе.

 

Как будет строиться оценка сервисов

В 2021 году мы существенно расширили систему оценки, исходя из анализа рынка онлайн-банков России. Помимо двух рейтингов по моделям бизнеса появились еще 10 продуктовых, так как в большинстве продуктов за отдельный блок отвечает отдельная команда. Рейтинги мобильных и интернет-банков для бизнеса будут рассчитываться для ИП без сотрудников и предприятия МСБ.

ИП без сотрудников:

  • Активно использует систему расчета налогов и взносов, подготовки отчетности и документов.
  • Проходит валютный контроль, чтобы получить деньги от зарубежных партнеров.
  • Исходящие платежи в валюте совершает редко.
  • Использует эквайринг.
  • Кредиты и депозиты использует редко, чаще как физ. лицо.
  • Нет зарплатного проекта, корп. карту выпускает себе.
  • Могут быть временные работники.

Предприятие МСБ:

  • ИП / ООО на любой системе налогообложения.
  • 15-100 человек в штате, есть бухгалтер.
  • Активно использует корп. карты и зарплатный проект.
  • Проходит валютный контроль, совершает платежи в валюте.
  • Использует эквайринг.
  • Активно пользуется депозитами и кредитными продуктами.
  • Для налогов и отчетности использует в основном сторонние небанковские сервисы.

Методология оценки является идентичной как для исследований интернет-банкинга, так и для мобильного банкинга. Отличием может быть наличие специфичных для платформы критериев — например, использование биометрии для авторизации в приложении.

 

Как мы оцениваем управление банковскими продуктами

Оценка сервисов делится на несколько уровней:

  • В основании оценки лежат критерии. Это наименьшая единица измерения, из которой формируются пользовательские задачи.
  • Пользовательские задачи — это группа критериев, которые образуют собой сценарии работы пользователя в рамках работы с тем или иным продуктом.
  • Несколько пользовательских задач, объединенных между собой, образуют продуктовые блоки. В рамках каждого продуктового блока мы составляем свой рейтинг.

Продуктовые рейтинги строятся на основе блоков оценки цифровой платформы в целом и отдельно взятых продуктов.

  • Цифровая платформа: вход в банк, навигация в системе и настройка интерфейса под индивидуальные нужды, поддержка в онлайн-чате, подпись документов, оценка рисков работы с контрагентами.
  • Расчетно-кассовое обслуживание: формирование выписки, открытие дополнительного рублёвого счета и отправка его реквизитов, платежи в рублях, открытие дополнительных счетов, выбор и подключение нового тарифа, работа с карточкой контрагента.
  • Депозитные продукты: подключение и управление депозитами, НСО и процент на остаток.
  • Кредитные продукты: подключение и управление кредитными продуктами и овердрафтом.
  • Приём платежей: подключение, управление торговым и интернет-эквайрингом, просмотр информации по транзакциям, приём платежей по СБП.
  • Зарплатный проект: подключение, выплата заработной платы.
  • Корпоративные карты: выпуск и управление корпоративными картами.
  • Валюта и внешнеэкономическая деятельность: Работа с валютными счетами, обмен валюты, формирование исходящих валютных платежей и прохождение валютного контроля.
  • Бухгалтерия и документооборот: формирование договоров, счетов, закрывающих документов, а также формирование налоговой отчетности и деклараций.
  • Витрина не банковских продуктов и услуг: подключение и отключение дополнительных сервисов, в том числе от партнёров. Возможность работы с ними в рамках интерфейса банка.

 

Как рассчитывается оценка сервисов

Каждому критерию присваивается свой вес, который считается по формуле, исходя следующих вводных:

  • Критичность — насколько необходимо пользователю наличие в цифровой среде определенной функции или удобства: возможность отправить платеж по реквизитам максимально критична, а создание шаблона — нет: платеж можно отправить и без этого.
  • Охват — количество пользователей, выполняющих действие: например платежи отправляют все предприниматели, а с валютой работают не все.
  • Частотность — частота выполнения определенного действия: ежедневно, еженедельно и т.д.

Критичность охват и частота определяются на основании клиентских и экспертных интервью, которые мы проводим в каждом исследовании, и более чем десятилетнего опыта Markswebb.

Помимо оценки по критериям в рамках продуктовых блоков мы в каждом исследовании проводим серию юзабилити-тестов. Это позволяет сделать итоговый рейтинг более объективным. Вес результатов юзабилити тестов — 15 баллов из 100 в итоговом рейтинге.

Респонденты — это 50/50 мужчины и женщины, поровну ИП без сотрудников, руководитель ООО и бухгалтер. Две возрастные категории: до 35 лет и более 35.

В процессе тестирования респондент выполняет 5 одинаковых заданий в трех банках по очереди, в каждом из банков, в процессе выполнения которых даёт комментарии и оценивает банки по шкале.

Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даeте согласие на обработку персональных данных