Облигации: простой выбор сложного продукта

Для большинства массовых инвесторов выбор облигаций — это проблема: они оперируют доходностью и не могут полноценно оценить разницу других параметров. Между состоянием «у меня есть деньги, чтобы инвестировать» и решением, какую облигацию купить, — пропасть в виде длинного каталога, из которого как-то нужно сделать выбор. Обычно полуинтуитивно. Мы придумали, как создать лучший сервис в этой нише.

В противовес самостоятельному выбору продуктов из списка — рекомендации. Не очень рисковый и доходный по сравнению с вкладами инструмент, потенциально массовый, получает понятную и удобную упаковку для массовых инвесторов.

В этом кейсе объясняем основные принципы сервиса, который решает проблему выбора облигаций за пользователей, и показываем интерфейсы в дизайн-системе приложения МТС Инвестиции.

 

Почему каталог не помогает сделать выбор

Даже если в списке есть фильтры и сортировка, это хорошо только для инвесторов, которые умеют делать выбор. Знают, как сравнить два выпуска облигаций по качеству эмитента, какая информация для этого важна, где ее получить и как правильно интерпретировать.

Иногда есть категория «надежность эмитента» или облигации — но обычно не понятно, какие риски за собой эта надежность несет. Подборки «топ облигаций месяца» собираются субъективно и тоже не помогают совершить осознанный выбор.

Конечно, есть сервисы для опытных инвесторов — например, «Доход» или Сbonds: они предлагают настройку десятков параметров, расширенные возможности фильтров и сортировок. Но эти варианты подходят только инвесторам, которые четко могут задать параметры бумаг, в которые хотят инвестировать.

Проблема актуальна для всех инвестиционных сервисов в России, и ее пока никто не решил.

Оценить рекомендацию легче, чем сравнить варианты самостоятельно

Специфика облигаций (в отличие от акций) в том, что лучший вариант всегда можно объективно выбрать: гораздо меньше неизвестных и рисков. Мы придумали сервис, который берет на себя сравнение вариантов и снимает с клиента задачу выбора: он всегда уверен, что ему предложили лучший вариант из имеющихся.

Сервис алгоритмически отсеивает нерелевантные варианты и фокусирует внимание пользователя на том, который наилучшим образом подходит под запрос. Сценарий со списком продуктов и фильтрами не исчезает, но уходит на второй план.

  1. Помощь в принятии решения: результат подбора в виде одной облигации, которая наилучшим образом соответствует запросу клиента. В идеальной реализации клиентского опыта покупка облигации выглядит как открытие вклада. Клиент вводит сумму и срок, а сервис предлагает лучшее решение по доходности и надёжности. Когда один вариант априори лучше остальных, выбор не несет пользы и должен быть максимально простым с точки зрения количества действий.
  2. Простой калькулятор, где «на лету» меняются варианты в зависимости от предпочтений пользователя. Можно быстро перейти к другому предложению, сообщив сервису, что не так с выбранной облигацией. В логику сервиса мы заложили ментальную модель, когда пользователь с большей вероятностью может сформулировать, что ему не подходит, а не чего он хочет. Сравнение превращается в процесс: сервис предполагает, что могло не понравиться клиенту, и на основе ответа делает другое предложение. Постепенно исключаются категории и из оставшихся предлагаются лучшие по доходности варианты.

Концепция одного экрана решает задачу компактно: внедрение не потребует много ресурсов разработки.

 

Для реализации решения выбрали приложение «МТС Инвестиции»

  • Крупный брокер, нейтральный относительно санкций. Велика вероятность, что приложение будет активно развиваться после того, как сервисы большинства участников рынка столкнулись с ограничениями.
  • Витрина облигаций в приложении реализована на базовом уровне — в виде списка без фильтров. С точки зрения проектирования это значит отсутствие ограничений существующих интерфейсов, многое можно делать творчески свободно.

 

Механика и интерфейсы: как приложение помогает клиенту подобрать облигацию

Мы не заменили существующее решение, а добавили к нему сервис подбора облигаций. В приложении предусмотрен баннер, по тапу на который пользователь попадает в новый раздел.

Первое, что клиент видит в сервисе подбора — экран с предложением конкретной облигации. Это лучшая из имеющихся бумага по стандартным критериям — если клиент хочет вложить 50 тыс. рублей на два года. Онбординг объясняет смыслы конкретных блоков. Это новый сервис с новым подходом — его нужно объяснить клиенту, чтобы он понял, как все работает.

В зоне подбора можно назначить любой срок и сумму: под новые значения автоматически подбирается облигация, которая лучше им соответствует. По сроку погашения предлагаются бумаги, близкие к целевому периоду.

Например, если пользователь хочет вложить деньги на два года, ему предложат облигации со сроком погашения в интервале полугода — например, через 1 год и 9 месяцев / 2 года и 3 месяца.

На карточке «Вам подойдет» все блоки кликабельны: по клику можно получить более подробную информацию о бумаге и эмитенте.

  • Надежность: цифровой сервис не перегружает пользователя техническими подробностями расчетов, цель — показать, что оценка основана на реальных данных. Переводит абстрактное понятие надежности в понятные цифры.
  • Доходность: клиент видит полный список облигаций, подходящих под заданные параметры — от более доходных к менее доходным. Легко убедиться, что сервис предложил самый выгодный вариант, и при желании выбрать другой.
  • Карточка «Вы заработаете» объясняет, из чего складывается доход, который рассчитал сервис. Учитывается номинальная стоимость в конце срока размещения, купоны, стоимость покупки, НКД, комиссии и налоги.

Если клиенту не нравится подобранная облигация, он может уточнить — что именно не так: сектор, эмитент, доходность или тип бумаги. По умолчанию в приоритете — самые надежные облигации, но если клиента не устраивает доходность, сервис предлагает облигации средней доходности.

К карточке, которая была предложена изначально, добавляется вторая с тегом, какой фильтр применён при выборе. Выбрать сразу несколько вариантов нельзя — сервис накапливает информацию о предпочтениях пользователя.

Если под фильтры ничего не подходит, сервис предлагает начать заново или перейти к самостоятельному сравнению и выбору облигаций в каталоге.

 

 

Сервис подбора облигаций решает проблему алгоритмически

Самое важное — что процесс выбора облигации полностью прозрачен для пользователя. В каждый момент времени он понимает, почему ему предлагают конкретную облигацию.

Пользователь регулирует срок погашения облигации и сумму вложения. Срок погашения сужает список облигаций, из которых выбирается лучшая. Сумма вложения влияет параметр «вы заработаете», так как меняется количество облигаций, на которые хватит денег. Механизм прост — среди облигаций с высокой надежностью мы выбираем самую доходную. «Под капотом» учитывается множество параметров, но для пользователя они не видны, чтобы не усложнять путь.

Например, надежность эмитентов делится на три уровня: высокая, средняя и низкая. В основу оценки легла методика расчета кредитного рейтинга и показателя качества эмитента сервиса Доход. Средняя оценка кредитоспособности эмитента (данные АКРА, ЭКСПЕРТ, S&P) дополняется показателем качества эмитента, который рассчитывается на основе анализа финансовых показателей. Такой подход помогает оценить вероятность дефолта эмитента, устойчивость бизнес модели и состояние компании в моменте.

Пользователю сервис предлагает в первую очередь облигации с высокой надежностью: рейтинг от А до ААА, качество от 6 до 10. Обычно доходность по ним не самая высокая — например, сейчас средняя 9,5%. Если ключевой параметр, который не устраивает пользователя, — доходность, сервис перейдет к облигациям средней доходности.

 

Разработанный в Markswebb сервис выбора облигаций — это простой и инновационный способ решить задачу выбора облигаций. Он может полностью заменить стандартный каталог, а может стать альтернативным инструментом, который существует в приложении рядом с привычным списком. Так инвестиционный сервис может повысить активность пользователей и завоевать лояльность, предложив технически обоснованный заботливый выбор за клиента. Мы можем изучить пользователей вашего сервиса и подобрать для вас оптимальное решение, причем в любой сфере. 

Изучить макеты решения можно у нас в Figma, а также в презентации на Behanсe.

 

Закажите проектирование в Markswebb

Узнайте, как наша дизайн-команда может проектировать сложные по функциональности продукты в понятном и удобном интерфейсе.

Подробнее