Обсудить проект

Как создать цифровой сервис, который станет драйвером роста корпоративного бизнеса

Крупные холдинги и корпорации видят в цифровой трансформации ключевой ресурс развития. Они ожидают, что банковский сервис будет соответствовать их уровню цифровизации и бесшовно интегрироваться в их процессы. Это большой вызов для корпоративных экосистем банков, так как ими пользуются сотрудники с разными бизнес-ролями и для всех нужно создать продуманный UX.

С этой задачей столкнулся Газпромбанк в 2019 году, когда взял курс на обновление корпоративного сервиса. Часть ключевых задач все еще решалась силами клиентских менеджеров, и банк стремился с помощью качественного цифрового сервиса создать и укрепить репутацию сильного технологического партнера для крупного бизнеса. Но для начала банку требовалось найти себя в системе рыночных координат.

Чтобы провести сравнение с конкурентами и определить позицию на рынке, пригласили агентство Markswebb. Проект очень скоро вышел за рамки конкурентного анализа и исследования поведения клиентов — исследователи оказались вовлечены в многоэтапный процесс создания цифровой экосистемы Газпромбанка для холдингов и корпораций. В результате вошел в топ-3 России по уровню корпоративного сервиса, а по качеству отдельных решений стал лучшим на рынке.

Ход проекта

 

Кабинетное обследование подсказало зоны роста с точки зрения рынка

Для оценки экосистемы Газпромбанка исследователи Markswebb использовали метрики Digital Corporate Banking Rank 2020. Оригинальная методика охватывала 12 категорий экосистемы для крупного бизнеса, дополнительно к ним мы оценили еще 7.

В итоге мы получили доступ к 17 банковским сервисам, плюс отдельно оценивали онбординг и платформенные функции — например, настройки сквозных уведомлений.

Экосистема сервисов Газпромбанка для корпоративных клиентов

     

Часть задач, связанных со сложными процессами и валютными транзакциями, мы изучили вместе с продуктовыми менеджерами банка. Остальные проходили сами: создавали документы, отправляли платежи, подписывали счета, заказывали выписки, открывали продукты, общались с поддержкой в чате.

Попутно фиксировали все проблемы, сравнивали с метриками Digital Corporate Banking Rank, находили аналогичные реализации у других банков.

     

Иван Григоркин,
тимлид Markswebb

Лучше других в цифровых сервисах Газпромбанка была реализована интеграция с ERP-системой, а также размещение средств на депозите и НСО. Валютный контроль, эквайринг инкассация соответствовали конкурентному уровню рынка, а возможности привлечения финансирования оказались недостаточно оцифрованы. Подать заявку на кредит, овердрафт и услуги факторинга, а также погасить кредит онлайн, управлять траншами в рамках кредитной линии можно было только через менеджера.

В системе оценки Markswebb Газпромбанк занял четвертое место по качеству сервиса для ААА-клиентов. Это высокий результат, но банк стремился стать лидером — как минимум попасть в топ-3 Digital Corporate Banking Rank 2022.

Мы сформировали список рекомендаций и совместно определили приоритеты их внедрения.

  1. В первую очередь развивать консистентность инструментов управления. Опыт бизнес-пользователей может сильно отличаться для разных задач, что может повлиять на целостность опыта в экосистеме. Поэтому исследователи рекомендовали взять курс на развитие структурирующих решений: единой базы знаний, центра настройки уведомлений для всех сервисов, управленческие дашборды со сводной статистикой и сквозной онлайн-чат.
  2. Передать клиентам настройку доступов, добавление новых ролей и сотрудников. До начала проекта изменение ролей и добавление пользователей происходило вручную: приходилось отправлять заявление администратору банка, что сдерживало процессы у заказчика. Управление ролями — это один из ключевых признаков цифровой зрелости сервиса для крупного бизнеса.
  3. Опередить рынок по качеству цифрового РКО. Расчетно-кассовое обслуживание — ключевой банковский продукт для большинства клиентов ААА-сектора. Чтобы выйти на уровень лидера, необходимо предлагать интерфейсы с учетом лучших практик рынка: цифровое управление тарифом, онлайн-доступ к реквизитам, информирование клиента об ошибках и блокадах счета, онлайн-заказ справок и полнотекстовый поиск по истории операций.
  4. Развивать эквайринг, чтобы стать лидером по уровню цифровизации. На момент проведения исследования ни один банк не предлагал управлять приемом платежей от физических лиц и заказом оборудования для эквайринга в цифровом виде. Газпромбанк повысил приоритет этой задачи: вскоре был реализован сервис по подаче заявления на эквайринг, клиент получил возможность заказать оборудование через интернет-банк.
  5. Выдавать кредиты онлайн. Газпромбанк сделал цифровым управление действующими кредитами и кредитными линиями: просмотр параметров, график платежей, перечень траншей и лимитов кредитной линии, статус и суммы овердрафта. Это черта лидера в корпоративном сегменте.

Эти рекомендации сыграли структурирующую роль в развитии цифрового сервиса, как платформы. Их реализация помогла банку сначала создать удобную базовую среду для клиентов, а затем улучшать нишевые функции.

 

Как банковский сервис повышает эффективность процессов клиентов

От базовых функций и удобства интерфейса исследователи Markswebb перешли к описанию ценностей и болей корпоративных клиентов. На этом этапе мы стремились понять, как конкретно банковский сервис может облегчить их работу, как он будет помогать решать специфические задачи.

Для этого мы провели беседы с сотрудниками 13 крупных клиентов Газпромбанка, определили особенности пользовательского опыта на разных позициях, выявили положительные стороны и ключевые точки роста. Беседовали с главами финансовых департаментов и казначейств, а также простыми операционистами, отвечающими за отдельные участки работы: платежи, касса, размещение средств, выплата заработной платы, валютный контроль.

Клиенты Газпромбанка, участвующие в интервью

Интервью показали, что ключевые точки роста в клиентском сервисе находятся в области коммуникаций с банком. Бухгалтерам и менеджерам, занятым казначейскими функциями, в большинстве случаев необходим понятный отклик — правильно ли запущен процесс, нет ли ошибок или проблем, принята ли заявка. Чтобы получить эту информацию, приходится звонить в банк, а было бы достаточно получить заметный статус в интерфейсе или автоматическое сообщение.

На основе инсайтов интервью сервис заметно изменился.

  1. Чат стал ключевым каналом поддержки и сохранил индивидуальный подход. Для клиента удобство коммуникаций заключается в прямом канале, где закрепленный менеджер всегда доступен и готов помочь с финансовыми задачами. Во встроенном чате интернет-банка удобно хранить историю общения, документы и договоренности, ссылки на нужные функции, отправлять скриншоты с ошибками и так далее. Он может заменить телефонные звонки, а также упростить поддержку пользователей, не имеющих прямого выхода на персональных менеджеров. Исследователи Markswebb дополнительно подготовили для Газпромбанка описание лучших практик применения чатов в корпоративных сервисах. Это помогло создать удобный канал, сочетающий оперативность контактов и персональный подход к клиенту.
  2. Своевременное уведомление об ошибках снижает риски и повышает лояльность. Финансовая статистика и аналитика на дашборде банка не нужна корпоративным клиентам, которые используют различные BI и KPI-решения, агрегируя в них данные по счетам во всех банках. Но дашборд все равно нужен: бухгалтер или специалист финансового отдела хотят с его помощью увидеть статус процессов и заранее исправить проблемы. Например, отклоненные платежи, ошибки в зарплатных реестрах, запросы финмониторинга, приближение сроков валютного контроля или срыв этих сроков. Газпромбанк сделал эту информацию оперативной и наглядной. Пользователи успевают принять меры и избежать проблем с задержками платежей или штрафов из-за ошибок.
  3. Онлайн-продление операционного дня и согласование ставок депозитов поддерживает непрерывность процессов бизнеса. Корпорации часто размещают средства или отправляют платежи вечером, поскольку работают с клиентами или подрядчиками в разных часовых поясах. Для этого приходится отдельно запрашивать продление по телефону, а это лишние действия.

 

Исследование определило вектор развития корпоративных услуг

Сегодня корпоративными цифровыми сервисами Газпромбанка пользуется более 160 тысяч сотрудников компаний с оборотами от 400 миллионов рублей в год. С момента старта совместного с Markswebb проекта охват экосистемы еще больше вырос. Благодаря объединению с сервисами ГПБ Лизинг и ГПБ Факторинг дополнительно появилось 35 тысяч пользователей — возросли и требования к качеству сервиса.  Новые продукты в корпоративной экосистеме сразу попали под высокую нагрузку: в десятки процентов увеличились объемы ежедневно выполняемых операций с электронными документами, повысилось число заявок на валютный обмен, возросло число выпущенных корпоративных карт.

Расширение экосистемы корпоративных услуг Газпромбанка ставит перед разработчиками сервисов важную задачу: вместе с увеличением продуктов в экосистеме обеспечить одинаково высокий уровень клиентского опыта для каждого бизнес-пользователя. Потому банк делает большую ставку на помощь исследователей Markswebb. Уже сейчас прорабатываются новые волны UX-исследований в нишевых продуктах экосистемы.

Предыдущие проекты были прямо связаны с интерфейсами и технической частью сервисов, теперь же исследователи работают в тесной связке с бизнес-юнитами банка. Они вовлечены в процессы стратегического проектирования и инновационного развития экосистемы. Это поможет Газпромбанку выйти на новый рубеж лидерства по версии Digital Corporate Banking Rank 2022 и создать такой сервис, который будет способствовать дальнейшей цифровой трансформации процессов крупного бизнеса.

 

Закажите UX-аудит

Узнайте, как Markswebb помогает улучшать цифровые каналы, находит, приоритезирует и помогает решить проблемы пользовательского опыта.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных