Быстрее, выше, вкуснее. Как мы помогаем приложениям X5 Group стать еще удобнее
Мы исследовали оформление заказа и другие сценарии в приложениях «Пятерочка» и «Перекресток» — главных сервисов, с помощью которых заказывают товары X5 Group, — и сравнили их с другими лидерами рынка: приложениями «СберМаркет», «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка», Ozon fresh, «Лента» и «Магнит доставка». Результаты аудита легли в основу бэклога продуктовых команд X5 — и компания выстроила стратегию развития приложений по нашим рекомендациям.
Читайте нас в Telegram
Рассказываем об инсайтах для развития цифровых сервисов и приглашаем на мероприятия Markswebb
Подписаться на каналРезультат — 40+ улучшений, готовых к внедрению
Вот что получил заказчик:
-
21 рекомендация для «Перекрестка» и 20 для «Пятерочки» по ключевым сценариям + место среди конкурентов в рейтинге по цифровому опыту.
-
32 CJM as is и 32 CJM to be — для каждого сценария.
-
2 подробные карты внедрения изменений — для каждого приложения.
Развернутый отчет по результатам аудита составил 430+ слайдов.
Оглавление |
Задачи — список того, что можно улучшить быстро и недорого
Основной задачей было оценить приложения в сравнении с рынком
Фишка проекта — сложные системы лояльности
Каждый участник на рынке ритейла, работая над программой лояльности, изобретает и внедряет свои уникальные продукты. Иногда они распространяются на другие сервисы того же владельца, а не только на доставку, и из-за этого их сложно сравнивать между собой.
Например, как корректно сравнить модель доставки «Перекрестка» с моделью «Сбермаркета», если через тот же «Сбермаркет» можно доставить продукты из «Перекрестка»? Или, например, как сравнивать программу лояльности «Яндекс.Лавки» с другими, если у нее нет физической карты и она не привязана к специфическим бонусам, а просто интегрирована в «Яндекс.Плюс»?
Задачу исследователям облегчил консультант — внутренний специалист Markswebb, который отлично знает нишу. Консультант приходит на проект, когда исследование нетиповое или когда используется новый фреймворк; он становится главным «адвокатом» заказчика, который должен идеально понять его задачи. |
Ход работы — «путешествие» персонажа по сценариям
Мы начали с исследования того, какие вообще бывают пользовательские сценарии в приложениях по доставке продуктов: регистрация, подключение программы лояльности, самовывоз и множество других. Под каждый мы сделали протокол: что в нем нужно проверить.
Эта работа легла в основу оценки каждого приложения по отдельным сценариям.
Тестирование сценариев
В рамках аудита мы прошли 8 основных пользовательских сценариев в «Пятерочке» и «Перекрестке» (регистрация, оформление доставки, подключение программы лояльности, самовывоз и т.д.) и построили CJM as is с выявленными барьерами и проблемами по каждому из сценариев.
Кабинетное обследование
На основании CJM мы построили чек-лист для обследования. Он состоит из 471 критерия, описывающих решения основных задач пользователей. По этому чек-листу мы проверяли приложения X5 Group и шести конкурентов.
Обследование по такой методике позволяет найти множество способов улучшить клиентский путь. Так, например, мы поняли: когда адрес автоматически определяется в начале и человек может его сохранить и назвать (например, дом, работа, дача), при повторной покупке это ускоряет пользовательский путь.
Формирование системы оценки цифрового опыта
Это одна из самых важных частей исследования — потому что благодаря ей мы получаем реальное, измеримое в цифрах представление об удобстве сервисов заказчика и его конкурентов.
Покажем частичку этой работы. В табличке ниже — распределение весов блоков для пользовательских задач:
Так мы рассчитывали рейтинги каждого приложения
Как рассчитывали эти цифры и как, исходя из них, оценили качество цифрового опыта в каждом сервисе, подробно описали в отчете для заказчика.
Выявление лучших практик рынка
Общим словом «практика» мы называем элементы навигации, процессы, алгоритмы или целые функции. Бизнес, внедряющий полезные практики, обретает лояльных клиентов.
Понять, какая практика стандартная, а какая выбивается из общего ряда, UX-исследователю помогают насмотренность и инструмент, который называется картой реализаций. Там он фиксирует частоту появления практики — потом эта табличка уходит в общий отчет для заказчика.
Так выглядит небольшая часть карты реализаций практик на рынке: по каждой практике в отчете есть отдельная карта с пояснениями
Это визуализация того, какие практики пока можно считать рыночным экспериментом, а какие — уже стандарт ниши. Опираясь на эту карту, строить аргументированную стратегию развития гораздо проще.
Мы исследовали интерфейсы по каждому из заданных сценариев: проходили путь пользователя целиком и фиксировали факторы, которые влияют на это прохождение — позитивно или негативно.
Для поиска лучших практик брали как уже изученных конкурентов с российского рынка, так и зарубежные приложения доставок. Вот несколько примеров реализаций, найденных за рубежом.
-
Amazon Shopping помогает выбрать продукты, подходящие людям на диете. Человек может выбрать диапазон содержания калорий, ограничить поиск продуктами без глютена и сахара, выбирать среди товаров с низким содержанием жиров, углеводов и натрия. Клиент быстрее находит то, что ему нужно — а значит, уходит довольным и вернется в следующий раз.
-
FreshDirect: Grocery Delivery размещает информацию о сроке годности на карточке товара. Пользователь понимает, что он получит товар, который будет свежим еще определенное количество дней — оно указано прямо в карточке. Это сводит практически к нулю количество обращений в поддержку по вопросам сроков годности.
-
У foodpanda есть метки с обозначением особенностей продуктов, такие как «Веган», «Без лактозы», «Острое». Они помогают пользователям быстро понять, подходит ли им тот или иной товар.
Всего в отчете — 40+ лучших практик.
Создание стратегии развития приложений
Заказчик просил нас «сорвать низко висящие фрукты» — указать, что можно внедрить быстро и недорого, но при этом с максимальным эффектом.
Формируя CJM to be и стратегию, мы наполняли их лучшими зарубежными практиками. А рекомендации для отчета «упаковывали» вот в такую понятную карту:
Такую интеллект-карту заказчик получает по каждой задаче
Кроме перечня конкретных задач, заказчик получил поэтапную карту внедрения изменений. В отчете она выглядит так:
Так в отчете выглядит небольшая часть карты внедрения изменений
Перспектива — консультация для внедрения
Сейчас мы ведем переговоры по дальнейшему сотрудничеству — уже насчет консультаций по внедрению изменений. Когда мы делаем отчет по исследованию, то не всегда можем с уверенностью сказать, насколько просто и недорого обойдется то или иное улучшение. Иногда этого не может сказать и заказчик: продуктовые и технические сложности могут выявиться в процессе работы. Поэтому менять бэклог лучше в сотрудничестве с UX-исследователями.
Исследуйте свой сервис
Мы находим точки роста и лучшие практики рынка, которые помогут усилить цифровой продукт
Подробнее