Обсудить проект

Как искать инсайты для цифрового продукта, когда на рынке почти нет лучших практик

POS-кредитование — очень востребованная услуга и в России и в Казахстане. Для потребителей это возможность прямо в магазине получить финансирование покупки, для торговой компании способ повысить обороты, а для банка — канал привлечения новых клиентов и повышения кросс-продаж. При этом Российские банки не спешат полностью оцифровать POS-кредитование, в то время как их коллеги в Казахстане видят в этом конкурентное преимущество и стараются создать максимально качественный цифровой опыт и для покупателей, и для продавцов.

Так, например, в 2021 году Альфа-Банк Казахстан взял курс на полную цифровизацию услуги POS-кредитования: новый сервис должен был стать доступнее для клиентов банка и исключить из процесса общение с кредитными менеджерами. Чтобы создать такой продукт, требовалось изучить все лучшие решения на рынке и правильно приоритизировать разработку.

Для этой задачи пригласили Markswebb. Мы составили список сценариев, необходимых предпринимателям (мерчантам) для полноценного управления продуктами, и попробовали найти удачные практики реализации на рынке России и Казахстана. Но сразу же выяснилось, что в России нет полностью цифровых сервисов POS-кредитования, а в Казахстане подобный продукт есть только у одного банка.

Новый сервис пришлось проектировать, исходя из анализа практик единственного конкурента, а также искать инсайты в задачах, которые еще не перешли в цифровые каналы. В результате мы сформировали пул рекомендаций по 22 ключевым задачам пользователей, помогли улучшить интерфейс сервиса и подготовить его к запуску.

     

«Альфа входит в ТОП-3 казахстанских банков по активной клиентской базе. Изучая потребности наших клиентов, мы увидели, что главная цель бизнеса — рост продаж. Это довольно общая формулировка и мы понимали, что для максимального покрытия потребностей клиентов, нужно учитывать массу нюансов. В Markswebb помогли глубже изучить потребности клиентов — показали референсы использования продукта рассрочки в российских и казахстанских банках. Это дало нам понимание, как создать лучший сервис, оптимизировать путь мерчанта, сделать возвраты, полномочия для кассиров и менеджеров и многое другое».

     

Дамир Какиев,
управляющий директор блока массовый бизнес Альфа-Банк Казахстан

 

Когда лучших практик недостаточно, продукт можно выстраивать от точек роста на рынке

Услуга оформления кредита или рассрочки во многом идентична торговому эквайрингу: задачи подключения, настройки и управления схожи, а значит перевод их в цифровой вид можно организовать по общим паттернам. С опорой на практики эквайринга мы описали клиентские сценарии, которые необходимы предпринимателю в продукте — всего 22 задачи. За их лучшими реализациями обратились к рынку.

Мы изучили 10 банков России: лидеров в рейтингах Markswebb Business Internet Banking Rank 2021 и Business Mobile Banking Rank 2020. Но цифровой опыт POS-кредитования предлагали только три банка — Тинькофф Банк, СберБанк и Точка. Но даже они оставляли в процессе участки, требующие офлайн-взаимодействия.

      «Российские банки пока не доверяют полностью цифровым процессам продаж кредитов и рассрочек, предлагая клиентам либо взять потребительский кредит через агента в магазине, либо заранее оформить карту рассрочки. Тогда мы обратились к опыту рынка Казахстана, где практики POS-кредитования дальше продвинулись в цифровизации. Сопоставив достижения обоих рынков мы получили представление о том, где искать готовые практики для продукта, а где предстоит проектировать новые решения».
     

Эдгар Езекелян,
UX-исследователь Markswebb

 

При прямом сравнении практик двух рынков заметно, что Казахстан заметно опережает Россию по уровню цифровизации POS-кредитования.

Степень цифровизации задач POS-кредитования
в российских и казахстанских банках

 

Разница в уровнях цифровизации связана с тем, что российские банки сохраняют в процессе продажи кредита и рассрочки личное участие кредитного менеджера или продавца. После оформления финансирования покупки все кредитные риски переходят на банк: в случае задержки выплат он сам взаимодействует с покупателем. Казахстанские банки делегируют это мерчанту. Поэтому для бизнеса важно наличие контроля операций и поиска контактов заемщика, тогда как торговым точкам в России они просто не нужны.

Мы решили, что инсайты для создания полностью цифрового POS-кредитования спрятаны на стыке практик обоих рынков. В проектировании клиентских сценариев нового сервиса мы опирались на следующие знания:

  1. Если функция реализована в цифровом канале, мы смотрели, насколько полно и удобно она решает задачу клиента и потом добавляли в бэклог.
  2. Если функции в цифровом виде нет, мы находили аналогичное решение в смежных продуктах — например, в эквайринге.

 

Изучение конкурента подсказало функции, которые нужны на старте

Другим важным источником инсайтов для продукта стало прямое сравнение с практиками конкурентов на рынке Казахстана. Оно подсказало, как приоритизировать функции так, чтобы продукт уже на старте не только решал задачи предпринимателей, но и создавал новые возможности и ценности в сервисе. Приоритеты распределились следующим образом: в первом релизе должен быть качественный опыт старта работы и сильный онбординг, в последующих релизах — аналитические инструменты и дополнительные функции, повышающие удобство управления продуктом.

В проектировании дополнительных функций Альфа-Банк Казахстан стремился превзойти существующий опыт на рынке. В качестве наиболее ярких примеров можно отметить историю продаж в продукте, контекстные советы в интерфейсе и возможность свободно добавлять кассиров на торговую точку.

1. История продаж в личном кабинете будет помогать планировать работу

Отдельная лента операций, связанная с рассрочками и кредитами, помогает мерчанту лучше оценивать активность клиентов и дает инсайты по выбору тарифа. Растущая статистика продаж стимулирует владельцев торговой точки чаще предлагать рассрочку или кредит покупателям, дополнительно коммуницировать сервис в раздаточных материалах, вешать рекламные плакаты.

История продаж рассрочек и кредитов в магазине

2. Контекстные советы облегчат онбординг и помогут самостоятельно решать технические вопросы

Можно избежать множества запросов в клиентскую службу банка, предлагая советы в контексте задачи или перенаправляя в информативный раздел FAQ. Там можно публиковать статьи, помогающие лучше понимать продукт, советы по взаимодействию с покупателями, кейсы с разными вопросами и проблемами. Это повышает лояльность и стимулирует активность мерчантов.

Подсказки при подключении продукта

3. Добавление нескольких кассиров на торговой точке расширит возможности мерчантов

Поскольку довольно часто POS-кредитование востребовано в больших торговых залах, привязка только одного ответственного продавца — узкое место сервиса. Когда несколько кассиров могут одновременно отпускать товар с рассрочками, это выгоднее и для торговой точки, и для банка. Такую функцию исследователи рекомендовали внедрить прямо в карточку торговой точки.

Информация по торговой точке в Альфа-Банке Казахстан

 

Это малая толика инсайтов по проектированию и развитию ключевых функций POS-кредитования в цифровом канале, которые команда Альфа-Банк Казахстан получила от исследователей Markswebb. Все коммуникации с продуктовой командой и передача инсайтов происходили дистанционно — большая часть рекомендаций появилась во время совместных сессий по изучению прототипов.

     

«Для нас такой формат работы был необычен: мы не готовили один сводный отчет со всеми артефактами исследования, а общались с разработчиками онлайн — созванивались, вместе проходили сценарии в Figma, сразу давали комментарии. Большая часть рекомендаций появлялась прямо во время обсуждения, изменения сразу же вносились в макеты и тестировались снова.

Несмотря на то, что мы были отделены от продуктовой команды двумя часовыми поясами, удалось построить продуктивную коммуникацию. После каждого созвона у разработчиков появились улучшенные и протестированные прототипы, готовые к запуску в разработку».

     

Эдгар Езекелян,
UX-исследователь Markswebb

 

Чем исследование помогло новому продукту

Сервис запустили на рынок летом 2021 года. Инсайты Markswebb легли в основу стратегии цифровизации нового продукта. Акцент на цифровой онбординг помог команде сократить время подключения пользователей с 8 дней до 10 минут. Сейчас ведется большая работа над функциональностью продукта, в ближайшее время планируется добавление новых точек продаж, возврат товаров, аналитика и многое другое.

     

«Сегодня никого не удивить базовыми сервисами или подключением дополнительных продуктов банка. Конкурентное преимущество будет у тех, кто даст лучший UX и закроет нишевые потребности клиентов по финансам и нефинасовым сервисам, необходимым для ведения и развития своего бизнеса».

     

Дамир Какиев,
управляющий директор блока массовый бизнес Альфа-Банк Казахстан

Благодаря качественно спроектированному цифровому опыту, сервис POS-кредитования Альфа-Банка Казахстан показал впечатляющие результаты. Он вырос на 3000% в месяц по показателю подключенных мерчантов, на 900% по общей базе продавцов. Количество выданных рассрочек в месяц увеличилось на 540%, объем портфеля за 9 месяцев — на 1050%, а транзакционный доход составил свыше 400 млн тенге.

Как Markswebb помогает создавать сервисы

Узнайте, как мы определяем интегральную метрику качества цифрового продукта и формируем план действий по ее достижению.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных