Проект изменений в методике Business Internet Banking Rank 2021

Business Internet Banking Rank 2021 — ежегодное исследование, которое проводится Markswebb с целью оценки эффективности банков для малого бизнеса. Исследование позволяет банкам правильно расставить приоритеты разработки цифровых сервисов и объективно оценить свое положение в условиях конкурентной среды.

В этом году мы приняли решение внести несколько значимых изменений и дополнений в методику прошлых лет, чтобы соответствовать текущим трендам рынка финансовых услуг. Командам, которые стремятся создать лучший интернет-банк для малого бизнеса, проект изменений поможет спрогнозировать свою оценку в рейтинге и принять решение относительно изменений в бэклоге, необходимых для приближения к цели.

 

Новые модели бизнеса

Традиционно, мы оценивали функционал банков для трех моделей бизнеса — ИП, ТСП, ВЭД. В рамках Business Internet Banking Rank 2021 эффективность и удобство сервисов будут оцениваться с точки зрения двух моделей бизнеса: микро-бизнеса без сотрудников и малого бизнеса.

 

 Микробизнес Предприятие МСБ 
 ИП  ИП / ООО
 УСН 6%  УСН или ОСНО
Нет сотрудников в штате, но могут быть временные работники 15-100 человек в штате, есть бухгалтер
  • Активно использует систему расчета налогов и взносов, подготовки отчетности и документов.
  • Проходит валютный контроль, чтобы получить деньги от зарубежных партнеров.
  • Исходящие платежи в валюте совершает редко, обычно со счета физлица.
  • Использует эквайринг, редко кредиты и депозиты.
  • Нет зарплатного проекта, корп. карту выпускает себе.
  • Активно использует корп. карты и зарплатный проект.
  • Проходит валютный контроль, совершает платежи в валюте.
  • Использует эквайринг.
  • Активно пользуется депозитами и кредитными продуктами.
  • Для налогов и отчетности использует в основном сторонние небанковские сервисы. 

 

Новые рейтинги: интернет-банк как сервис и платформа

В исследовании этого года мы расширяем нашу систему оценки: помимо общей оценки банков на основании модели бизнеса, мы составим отдельные рейтинги для платформы в целом и для отдельных продуктов.

Необходимость в данных изменениях обусловлена внутрибанковскими особенностями разработки, которые мы замечаем на рынке. В большинстве банков отдельная команда развивает интернет-банк как контейнер для разных продуктов: они отвечают за регистрацию, доступы пользователей, вход, обучение работе с системой, навигацию, главную страницу, чаты, настройки интернет-банка, витрину новых продуктов. В свою очередь продуктовые команды развивают отдельные продукты, например, эквайринг, депозиты, валютный контроль и др.

При этом различные части интернет-банка могут развиваться неравномерно, поэтому в исследовании будет 10 дополнительных рейтингов:

  • Интернет-банк как платформа: включает в себя навигацию в системе, настройку, помощь, вход в банк и подписание документов, чат.
  • Расчетно-кассовое обслуживание: выписка, раздел счетов, формы отправки платежей в рублях, открытие дополнительных счетов, тарифы.
  • Депозитные продукты: подключение и управление депозитами и НСО.
  • Кредитные продукты: подключение и управление кредитными продуктами и овердрафтом.
  • Эквайринг: подключение, управление эквайрингом, просмотр информации по транзакциям.
  • Зарплатный проект: подключение, выплата заработной платы.
  • Корпоративные карты: выпуск и управление корпоративными картами.
  • Валютный контроль: формирование и подача документов, контроль статуса платежей.
  • Бухгалтерия и документы: формирование актов, счетов, передача отчетности.
  • Маркетплейс интернет-банка: витрина продуктов, информирование о продуктах.

 

Новые продукты, сценарии и способы решения задач

  • Выплата заработной платы самозанятым и способы автоматизации данной задачи в рамках банка;
  • Заказ наличных в интернет-банке и возможность создания кода для внесения денежных средств на счет через банкомат (самоинкассация).

 

Оценка некоторых блоков задач станет более детальной

  • Увеличится количество критериев, касающихся персонализированной настройки интерфейса (например, длительность сессии, возможность сохранения примененных фильтров в ленте);
  • Подробнее будут рассматриваться сервисы, позволяющие производить выплаты через СБП (переводы зарплаты, формирование счета для оплаты через СБП);
  • Раздел помощи и будет рассматриваться более детально (удобство руководства, инструкций, навигации);
  • Для задачи выгрузки выписки будет рассматриваться возможность группировать комиссии;
  • Будет учитываться отображение маршрута входящего валютного перевода и ожидаемого поступления средств на транзитный счет;
  • Подробнее будет рассматриваться возможность получения персонализированных консультаций в интернет-банке (получить консультацию по сложным вопросам — например ВЭД, получения консультации в видео-формате).

Ознакомиться с результатами последней волны исследования Business Internet Banking Rank 2020 можно по ссылке.