Digital-инвестирование: что не так сейчас и чего ждать в 2019 году

В феврале в Markswebb завершится первое инициативное исследование инвестиционных сервисов Digital Investment Services 2019. Мы посмотрим, как в них реализовано открытие брокерских и инвестиционных счетов с доступом к бирже и какие по ним можно совершать операции с разными финансовыми инструментами. По результатам будет понятно, какие проблемы существуют и как их можно решить.

На конференции InvestTech 2018, организованной журналом “Банковское обозрение”, мы поделились первыми наработками по теме.


Что сейчас не так с открытием брокерских счетов?

Мобайл делает инвестирование более доступным для массового клиента за счет упрощения всех сценариев решения инвестиционных задач: регистрация в сервисе, открытие счета и его пополнение, совершение первой операции и другие. Первыми пользовательский опыт вокруг базовых операций, которые клиенты совершают на бирже, поменяли сервисы Тинькофф Банка и БКС. В ответ на такое упрощение появился достаточно большой спрос со стороны клиентов, и на рынке появилось много “последователей” Тинькофф Банка и БКС: Сбербанк, ВТБ, Открытие, QIWI, МТС, Мегафон и другие.

Сейчас большая проблема состоит в том, что очень много делается для того, чтобы стимулировать клиента начать пользоваться сервисом, но очень мало — для того, чтобы помочь ему принять решение, получить актуальную информацию и поддержку. 

Реальный UX открытия счета очень сильно сужает воронку. На пути к открытому брокерскому счету клиент сталкивается с большим количеством ошибок и непродуманных сценариев, что часто ведет к отказу от использования. Плюс-минус в каждом сервисе есть очень много проблем пользовательского опыта, особенно в процессе первого входа в сервис и совершения первой операции. 2019 год станет годом работы над UX инвестиционных сервисов: в свое время это очень сильно поменяло цифровой банкинг в России, улучшив онбординг и жизненный цикл клиента.

Клиентам не хватает автоследования и автоконсультирования. Когда клиент получил доступ к брокерскому сервису, ему нужно разобраться, в какие продукты инвестировать. В большинстве сервисов сейчас используются технологии, которые применялись 10-15 лет назад. Оценка риск-профиля, которая раньше использовалась на витринах брокеров, чтобы завлечь клиентов, переехала внутрь инвестиционных сервисов и по сути никакой добавленной ценности для клиента не несет.

Нет поддержки дивидендных и краткосрочных стратегий. В большинстве существующих сервисов нет удобного поиска акций по дивидендной доходности и возможностей управления сформированным портфелем. В Тинькофф Инвестициях есть возможность видеть дивидендную доходность для соответствующих инструментов, а в приложении БКС о выплате дивидендов клиент узнает из push-уведомления, и найти подробную информацию можно только в брокерском отчете, который представляет собой гигантский файл Excel. 


Чего ждать в 2019 году?

Мы в Markswebb видим 2 вектора развития сервисов digital-инвестирования в 2019 году: улучшение UX и партнерства банков и брокеров, которые позволят последним более эффективно продавать свои продукты. 

Пока банки не стремятся интегрировать в свои приложения функции, связанные с управлением брокерскими счетами. Есть понятное объяснение: это большой массив сложных функций, которые нужно как-то упаковать в интерфейс, который у большинства банков и так перегружен разными банковскими продуктами, платежными и другими функциями. 

Сейчас банки стремятся создавать отдельные приложения для инвестирования, и так или иначе связывают их с мобильным банком. Хороший пример — Альфа Капитал и Альфа-Банк: клиент может войти в приложение Альфа Капитал, используя ту же схему регистрации, что и в Альфа Мобайл — просто по номеру карты.

По результатам исследования Mobile Banking Rank 2018, полноценная возможность оформить инвестиционный продукт пока есть у немногих. Всего в 6 банках из 40 исследованных можно оформить полноценную заявку на открытие брокерского счета, которая приведет к его открытию, а не будет лидом. В 2019 году мы увидим много партнерств, когда брокеры будут продавать продукты через банки. 

Возврат к списку