БАНКИТ 2018: 3 главных вопроса о мобильных банках Европы

24 октября в рамках конференции БАНКИТ-2018 мы провели закрытый семинар для клуба по цифровым технологиям и инновациям. На мероприятии Алексей Скобелев рассказал об инсайтах из инициативного исследования Markswebb Mobile Banking Review Europe 2018: показал лучшие практики мобильных банков Европы и объяснил, чем они могут быть полезны российским и белорусским банкам. В ходе дискуссии нам задали много интересных вопросов, и ответами на некоторые из них мы хотим поделиться.

Какие решения точно сработают в перспективе двух лет?

Сервисы быстрых переводов. В свое время в России очень быстро набрали популярность card2card переводы, а сейчас наблюдается переход от идентификатора в виде номера карты к идентификатору в виде номера телефона. Уже появляются системы, которые позволяют совершать переводы по номеру телефона между банками, и в скором будущем все переводы будут делаться по номеру телефона из адресной книги. Пример такой системы в России — коллаборация Сбербанка и Тинькофф, к которой скоро будут подключаться другие банки. В европейских мобильных банках пока нет возможности совершить межбанковский перевод по номеру телефона: для этого существуют сторонние сервисы, которые действуют только в рамках конкретной страны.

Голосовое управление. Пока это кажется странным, но по факту для молодой аудитории голосовое управление становится основным способом взаимодействия со смартфоном. Они отправляют аудиосообщения в мессенджерах, голосом задают адрес навигатору и управляют умными колонками. Если банк нацелен на молодую аудиторию, голосовое управление нужно реализовать обязательно: кто первый это сделает, тот и займет рынок.

В целом сработают все решения, связанные с упрощением переводов и голосовым управлением. Не сработают попытки реализации неестественных сценариев. Например, несколько лет назад и в России, и в Европе была очень популярна идея бам-переводов, когда для совершения транзакции нужно стукнуть телефонами. Однако вскоре про это все забыли — нашлись более естественные и простые способы переводов денег.

В какую сторону будут развиваться платежные технологии в Европе?

В отдельных странах были успешны механики с QR-кодами (Швеция SWISH), а в Азии они популярны и сейчас. В Европе все будет двигаться в сторону мгновенных переводов, которые сейчас зарождаются в Великобритании. Сейчас активно развиваются такие переводы между частными лицами, но совсем скоро настанет момент, когда частное лицо сможет мгновенно перевести деньги бизнесу по выставленному счету. Каким конкретно образом будет происходить выставление счета — вопрос вторичный: может быть, QR или NFC. Главное — идентифицировать клиента и отправить ему счет в приложении, где его нужно только подтвердить.

Еще одно перспективное направление — интеграция с подарочными сервисами, к которым банк может привлекать внимание с помощью разных механик. Чем проще для клиента подтверждение платежа через приложение и чем больше эта интеграция привязана к интерфейсу смартфона, тем больше разных механик банк может использовать, чтобы улучшить пользовательский опыт. Правда, пока не понятно, какую дополнительную ценность эти механики будут нести — никто это не реализует.

В каких мобильных банках Европы сосредоточено максимум лучших практик?

По результатам исследования 53 европейских мобильных банков, мы нашли немногим более 300 лучших практик. Если смотреть по количеству, то лидеры — это Revolut и N26, у которых реализовано гораздо больше интересных кейсов, чем у других банков. Если говорить о лучших практиках реализации конкретных пользовательских задач, то мы заметили следующую закономерность: традиционные банки лучше реализуют задачи, связанные с продажей продуктов (например, инвестиционных), а digital-банки создают более удобные интерфейсы и строят сервисы от пользовательских сценариев.

Наглядный пример: лучшие практики по реализации пользовательских задач, связанных с инвестированием, сосредоточены в мобильных приложениях традиционных банков типа Deutsche Bank. Они встраивают в мобильные банки полноценные инвестиционные сервисы, где можно видеть котировки, покупать разные инструменты и отслеживать доходность. Это как сервис Тинькофф Инвестиции, встроенный в мобильный банк.

В отличие от традиционных, digital-банки ограничиваются простым выбором одного из нескольких инвестиционных пакетов, которыми нет возможности управлять в приложении. Однако лучшие реализации информационных задач нужно искать именно в digital-first сервисах — Revolut, Monza, N26 и других.


В целом смотреть на Европу важно, потому что европейское законодательство заметно опережает Россию и СНГ, благодаря чему там много уникальных передовых решений. Многие из них еще невозможны в Беларуси и России, но скорее всего скоро возможность их внедрить появится. Если быть в курсе лучших практик Европы, становится понятно, чего ждать, и появляется возможность подготовиться к этому и морально, и технически.


Возврат к списку