Online Banking Fees Monitoring 2016 Q4


Online Banking Fees Monitoring 2016 Q4 — первая волна ежеквартального мониторинга тарифов на онлайн-обслуживание частных лиц в российских банках. 

Исследование представляет собой аудит ценовой политики банка в отношении частных клиентов и фиксирует все абонентские платежи и разовые комиссии, взимаемые банками за основные переводные, платежные и другие операции в дистанционных каналах обслуживания (интернет-банках и мобильных банках). Стоимость обслуживания оценивалась по тарифам для Москвы и Московской области. 

Исследование проведено в октябре 2016 года и фиксирует тарифы на банковское обслуживание физических лиц в четвертом квартале 2016 года. Посмотреть результаты актуального мониторинга 2017 года (1 квартал).

Пожалуйста, заполните форму, чтобы получить ссылку для скачивания краткого отчета в PDF.
  • Имя и фамилия *
  • Должность *
  • Компания *
  • Номер телефона *
  • Электронная почта *

Подробнее о методике исследования и покупке полного отчета

Чтобы сформировать общее представление о том, сколько стоит онлайн-обслуживание частных клиентов в российских банках, аналитики Markswebb Rank & Report посчитали сумму ежемесячных платежей за пользование интернет- и мобильным банком для трех представителей наиболее активных групп пользователей каналов ДБО: Предприниматель/Руководитель (попадает в банковский сегмент Affluent), Квалифицированный специалист (попадает в банковский сегмент Upper Mass) и Бюджетник (попадает в банковский сегмент Lower Mass). Портреты были составлены на основе исследования e-Finance User Index 2016


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Предприниматель / Руководитель

Руководитель / предприниматель в возрасте 45 лет с доходом 150 000 рублей. Ездит на личном автомобиле и оплачивает штрафы ГИБДД, погашает автокредит, совершает много переводов в свой и другие банки по номеру счета и карты. Использует токен для подтверждения операций.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк
0
Банк Русский Стандарт 2 520
Банк Авангард 3 480
4-5 Кредит Европа Банк 3 600
Ситибанк3 600
6 Хоум Кредит Банк 3 840
7 Московский Кредитный Банк 4 320
8Банк Санкт-Петербург 4 500
9 МДМ Банк 5 160
10УБРиР 5 200
11МТС Банк 5 400
12
БИНБАНК 6 840
13 Росбанк 7 200
14 Банк Возрождение 7 339
15ВТБ Банк Москвы 7 490
16 Промсвязьбанк 7 500
17ВТБ24 7 740
18Газпромбанк8 011
19Почта Банк 8 070
20Россельхозбанк 8 160
21Альфа-Банк 8 479
22
МИнБанк 8 940
23 АК Барс Банк 9 120
24-25ОТП Банк 9 240
Банк Уралсиб 9 240
26 Банк Открытие 9 480
27-28Райффайзенбанк 9 600
ЮниКредит Банк 9 600
29 Сбербанк России 10 380
30 Банк Восточный 11 568

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию в интернет-банке.


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Квалифицированный специалист

Квалифицированный специалист в возрасте 30 лет с доходом 90 000 рублей. Постоянно ездит на общественном транспорте и оплачивает абонемент, погашает потребительский кредит и совершает переводы в свой и другие банки по номеру счета и карты.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк
0
Банк Русский Стандарт 1 260
Хоум Кредит Банк 1 920
4
Банк Авангард 2 472
5-6Кредит Европа Банк2 700
Ситибанк 2 700
7Московский Кредитный Банк 3 120
8Банк Санкт-Петербург 3 300
9 УБРиР 3 640
10-11МДМ Банк 3 780
МТС Банк 3 780
12
ВТБ Банк Москвы 4 320
13 Банк Возрождение 4 620
14 БИНБАНК 5 040
15-16
-17
МИнБанк 5 160
Промсвязьбанк 5 160
Росбанк 5 160
18ВТБ24 5 202
19-20Почта Банк 5 520
Россельзохбанк 5 520
21
Райффайзенбанк 5 850
22 Газпромбанк 5 868
23-24ОТП Банк 6 060
Банк Уралсиб 6 060
25 Альфа-Банк 6 102
26АК Барс Банк 6 360
27
Банк Открытие 6 600
28
ЮниКредит Банк 6 900
29 Сбербанк России 7 260
30 Банк Восточный 8 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию в интернет-банке.


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Бюджетник

Бюджетник в возрасте 40 лет с доходом 45 000 рублей. Иногда ездит на общественном транспорте и оплачивает отдельные поездки, погашает потребительский кредит и иногда совершает переводы по номеру карты. Не использует мобильный банк.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк         
0
Банк Русский Стандарт 900
Хоум Кредит Банк 1 800
4
Московский Кредитный Банк 1 920
5
Банк Авангард2 208
6 МТС Банк 2 640
7-8
Кредит Европа Банк 2 700
Ситибанк 2 700
9-10
-11
ВТБ Банк Москвы 2 880
Банк Возрождение 2 880
МДМ Банк 2 880
12
УБРиР 2 920
13 Банк Санкт-Петербург 3 000
14 МИнБанк 3 240
15ВТБ24 3 258
16 АК Барс Банк 3 360
17-18Газпромбанк 3 540
Росбанк 3 540
19-20Промсвязьбанк 3 600
Райффайзенбанк 3 600
21
БИНБАНК 3 720
22-23 Почта Банк 3 780
Россельхозбанк 3 780
24ЮниКредит Банк 3 900
25-26 Сбербанк России 4 140
Уралсиб 4 140
27
ОТП Банк 4 440
28
Открытие Банк 4 500
29 Альфа-Банк 4 554
30 Банк Восточный 5 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию в интернет-банке.


Что в большей степени влияет на стоимость обслуживания?

1. Комиссии за переводы по номеру счета или карты. Перевод в произвольный банк по номеру карты есть в персонализированных дистанционных каналах обслуживания 26 из 30 исследованных банков. Тинькофф Банк не взимает комиссию за переводы по номеру карты в другие банки при общей сумме переводов до 20 000 рублей в месяц. В остальных банках размер комиссии за перевод по номеру карты в сторонние банки варьируется от 0,5% до 2%.

Во всех банках есть возможность совершать переводы в другие банки по номеру счета, но только в трех из 30 они бесплатны: в Тинькофф Банке, Ситибанке и Кредит Европа Банке. 5 банков из 30 берут фиксированную сумму за межбанковские переводы (Авангард, Русский Стандарт, Хоум Кредит Банк, Банк Санкт-Петербург и УБРиР), а остальные — процент от суммы перевода, который варьируется от 0,1% до 1%.

Внутрибанковские переводы бесплатны во всех 30 банках, но в некоторых из них есть ограничения. Например, Сбербанк берет комиссию за переводы на карту, выпущенную в другом городе. Форма перевода с произвольной карты на произвольную карту есть в каналах ДБО 16-ти банков, а комиссия в большинстве случаев составляет 1,5%. 

Возможность пополнить свою карту с карты другого банка через интернет- или мобильный банк есть у 19 банков из 30, но только в семи это бесплатно (ВТБ Банк Москвы, Банк Санкт-Петербург, МДМ Банк, МИнБанк, МКБ, Почта Банк и Тинькофф Банк). Еще у двух банков размер комиссии за пополнение своей карты с карты стороннего банка фиксирован (МТС Банк и УБРиР), а у остальных банков варьируется от 0,5% до 2%.

2. Комиссии за оплату ЖКУ. У 14 банков из 30 комиссии нет, у двух ее размер фиксирован (15 и 29 рублей), а у остальных варьируется от 0,3% до 2%, что немало, учитывая большую сумму платежей (от 4000 до 10000 рублей). Оплата мобильной связи, интернет-провайдеров, телевидения и общественного транспорта во всех исследованных банках происходит без комиссии, только Восточный Банк взимает комиссию в размере 2% за оплату городского телефона. 17 из 30 исследованных банков взимают комиссию за оплату электроэнергии, которая варьируется от 0,2% до 2%. 

Абонентские платежи за подключение и обслуживание каналов ДБО почти во всех исследованных банках отсутствуют. Подробнее о результатах исследования — в кратком отчете.


Методика исследования

Для участия в исследовании были отобраы 30 российских банков, крупнейших по количеству пользователей интернет-банка (по данным исследования e-Finance User Index 2016), в которых есть возможность оформить дебетовую карту. Основной метод исследования — сбор и обработка публично доступной информации о комиссиях банка. Источники информации:
  • веб-сайты исследованных банков;
  • платежные формы в интернет- и мобильных банках;
  • консультации служб поддержки.
В качестве базового карточного продукта для всех категорий пользователей каналов ДБО выбирались стандартные карты VISA Classic или MasterCard Standard. Если таких карт в исследуемом банке не было, выбирались максимально близкие карты выше по классу (например, MasterCard Gold в Хоум Кредит Банке).

В случае, если карта предоставляется банком только в рамках определенного пакета услуг, стоимость обслуживания считалась по самому дешевому тарифу, в рамках которого можно получить карту VISA Classic или MasterCard Standard. Справочная информация по стоимости обслуживания карт представлена в кратком отчете.

Итоговая стоимость ежемесячного обслуживания в каждом банке складывалась из абонентских и разовых платежей:

1. Абонентские платежи (подключение и обслуживание интернет- и мобильного банка).

2. Комиссии за переводы и платежи: 
  • перевод клиенту этого банка по номеру счета или карты;
  • перевод клиенту другого банка по номеру счета или карты;
  • перевод по номеру карты в другой банк с карты другого банка;
  • пополнение счета или карты клиента с карты другого банка;
  • перевод в другой банк в иностранной валюте.
  • оплата мобильной связи, услуг интернет-провайдеров и телевидения;
  • оплата ЖКУ, в том числе, электроэнергии и домашнего телефона;
  • бюджетные платежи (оплата штрафов ГИБДД, налогов, госпошлин).
3. Стоимость дополнительных способов подтверждения операций (токены, альфа-карты).

4. Плата за дополнительные операции в каналах ДБО (заказ кредитной истории, покупка инвестиционных продуктов и другие).

Особенности расчета итоговой суммы обслуживания:
  1. Если в каналах ДБО банка нет возможности совершать переводы по номеру карты, считалось, что пользователь использует для этого сторонние сервисы с комиссией 1,5%.
  2. Если в каналах ДБО банка не возможности погашать кредит в другом банке через упрощенную форму, считалось, что пользователь переводит деньги по реквизитам банка.
  3. В большинстве банков комиссия за одну и ту же операцию в интернет- и мобильном банке одинаковая. В случае, если комиссия различается, считалось, что пользователь совершает операцию в интернет-банке.


Полный отчет по результатам Online Banking Fees Monitoring 2016

Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с ценовой политикой банков в отношении частных пользователей каналов ДБО:
  • как разные банки балансируют ценовую политику;
  • насколько нужно снизить цены, чтобы быть привлекательнее для клиентов;
  • насколько можно поднять цены, чтобы не потерять клиентов;
  • какие дополнительные услуги можно предложить пользователям каналов ДБО.
Стандартный отчет Расширенный отчет
Исходные данные: чек-листы по 30-ти банкам+ +
Сравнительные таблицы с данными 30-ти участников мониторинга по всем комиссиям и платежам по отдельности+ +
Детали расчета ежемесячной стоимости банковского обслуживания трех категорий пользователей каналов ДБО + +
Аудит ценовой политики банка Заказчика в отношении частных клиентов по методике Online Banking Fees Monitoring 2016+
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики банка в отношении частных клиентов+

Результаты исследования позволяют российским банкам:
  1. Оценить конкурентную позицию собственного банка по стоимости обслуживания частных лиц.
  2. Получить детальное представление о принципах формирования тарифов на обслуживание частных лиц.
  3. Определить ключевые инициативы для оптимизации стоимости обслуживания частных лиц в целях привлечения новых клиентов, удержания и повышения активности существующих клиентов.
Полный отчет по результатам исследования Online Banking Fees Monitoring 2016 будет полезен:
  • руководителям подразделений по обслуживанию частных лиц;
  • руководителям и специалистам по маркетингу и продажам продуктов для частных лиц.
Также Вы можете подписаться на мониторинг тарифов на банковское обслуживание частных лиц и получать стандартный или расширенный отчет с обновленной информацией 4 раза в год. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности и задать все оставшиеся вопросы. 

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.