Online Banking Fees Monitoring 2017 Q2


Online Banking Fees Monitoring 2017 Q2 — вторая в 2017 году волна ежеквартального мониторинга тарифов на онлайн-обслуживание частных лиц в российских банках. 

Исследование представляет собой аудит ценовой политики банка в отношении частных клиентов и фиксирует все абонентские платежи и разовые комиссии, взимаемые банками за основные переводные, платежные и другие операции в дистанционных каналах обслуживания (интернет-банках и мобильных банках). Общая сумма комиссий за переводы и платежи в интернет-банке рассчитывалась по тарифам для Москвы и Московской области. 

Исследование проведено в апреле 2017 года и фиксирует тарифы на банковское обслуживание физических лиц во втором квартале 2017 года. Все расчеты произведены на основе апрельских тарифов и актуальны на 1 мая 2017 года.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы получить ссылку для скачивания краткого отчета в PDF.
  • Имя и фамилия *
  • Должность *
  • Компания *
  • Номер телефона *
  • Электронная почта *

Подробнее о методике исследования и покупке полного отчета

Чтобы сформировать общее представление о том, сколько стоит онлайн-обслуживание частных клиентов в российских банках, аналитики Markswebb посчитали общую сумму комиссий за переводы и платежи в интернет-банке для представителей трех наиболее активных групп пользователей каналов ДБО: Предприниматель/Руководитель (попадает в банковский сегмент Affluent), Квалифицированный специалист (попадает в банковский сегмент Upper Mass) и Бюджетник (попадает в банковский сегмент Lower Mass). Портреты были составлены на основе исследования e-Finance User Index 2016


Рейтинг стоимости годового обслуживания частных лиц категории Предприниматель / Руководитель

Руководитель / предприниматель в возрасте 45 лет с доходом 150 000 рублей. Ездит на личном автомобиле и оплачивает штрафы ГИБДД, погашает автокредит, совершает много переводов в свой и другие банки по номеру счета и карты. 

 МестоБанк Сумма комиссий
за год*
1
Банк Русский Стандарт           
2 250
ВТБ24 3 000
3Банк Авангард3 480
4-6Кредит Европа Банк 3 600
Ситибанк 3 600
Тинькофф Банк3 600
7 Хоум Кредит Банк 4 056
8Банк Санкт-Петербург 4 500
9 МДМ Банк 5 160
10УБРиР 5 200
11Московский Кредитный Банк 5 400
12
Газпромбанк 5 598
13-14 Альфа-Банк 5 760
МТС Банк5 760
15ВТБ (бывш. Банк Москвы)6 090
16 Банк Возрождение 6 600
17Бинбанк 6 840
18Почта Банк7 140
19МИнБанк 7 440
20Промсвязьбанк 7 500
21
АТБ 7 980
22 Банк Открытие 8 040
23Райффайзенбанк8 100
24Россельхозбанк 8 160
25 АК Барс Банк 8 400
26Росбанк 9 120
27-28Банк Уралсиб 9 240
ОТП Банк9 240
29 ЮниКредит Банк 9 600
30 Сбербанк России 10 380
31Банк Восточный11 568

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Рейтинг стоимости годового обслуживания частных лиц категории Квалифицированный специалист

Квалифицированный специалист в возрасте 30 лет с доходом 90 000 рублей. Постоянно ездит на общественном транспорте и оплачивает абонемент, погашает потребительский кредит и совершает переводы в свой и другие банки по номеру счета и карты.

 МестоБанк Сумма комиссий
за год
*
1
Банк Русский Стандарт           
1 260
Хоум Кредит Банк 2 136
ВТБ24 2 250
4Банк Авангард2 472
5-7 Кредит Европа Банк 2 700
Ситибанк2 700
Тинькофф Банк 2 700
8Банк Санкт-Петербург 3 300
9 УБРиР 3 640
10-11МДМ Банк 3 780
МТС Банк 3 780
12
Московский Кредитный Банк3 900
13 Газпромбанк4 068
14 Альфа-Банк 4 230
15 ВТБ (бывш. Банк Москвы) 4 320
16Банк Возрождение 4 620
17Почта Банк 4 680
18Бинбанк 5 040
19-20МИнБанк 5 160
Промсвязьбанк 5 160
21
Россельхозбанк 5 520
22 АТБ 5 544
23 Банк Открытие 5 700
24Райффайзенбанк 5 850
25АК Барс Банк6 000
26ОТП Банк6 060
27Банк Уралсиб 6 510
28
Росбанк 6 600
29 ЮниКредит Банк 6 900
30 Сбербанк России 7 260
31Банк Восточный8 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Рейтинг стоимости годового обслуживания частных лиц категории Бюджетник

Бюджетник в возрасте 40 лет с доходом 45 000 рублей. Иногда ездит на общественном транспорте и оплачивает отдельные поездки, погашает потребительский кредит и иногда совершает переводы по номеру карты. Не использует мобильный банк.

 МестоБанк Сумма комиссий
за год
*
1
Банк Русский Стандарт900
Тинькофф Банк 1 800
Хоум Кредит Банк 2 016
4
Банк Авангард 2 208
5
ВТБ242 250
6Московский Кредитный Банк2 400
7 МТС Банк 2 640
8-9Кредит Европа Банк 2 700
Ситибанк 2 700
10-12 Банк Возрождение 2 880
ВТБ (бывш. Банк Москвы) 2 880
МДМ Банк 2 880
13
УБРиР 2 920
14-15 АК Барс Банк3 000
Банк Санкт-Петербург 3 000
16Почта Банк 3 180
17 МИнБанк 3 240
18 Альфа-Банк 3 510
19Газпромбанк 3 540
20-21 Промсвязьбанк 3 600
Райффайзенбанк 3 600
22Бинбанк 3 720
23Россельхозбанк 3 780
24-25 Банк Открытие 3 900
ЮниКредит Банк 3 900
26Сбербанк России 4 140
27АТБ4 176
28-29Банк Уралсиб 4 440
ОТП Банк 4 440
30 Росбанк 4 500
31Банк Восточный5 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Комментарии к рейтингу

По сравнению с предыдущим кварталом лидерские позиции в рейтинге банков по стоимости обслуживания физических лиц всех трёх категорий сохранил только один банк — Русский Стандарт. Он предлагает клиентам фиксированную низкую комиссию за перевод по номеру счета (30 рублей) и низкую комиссию за перевод по номеру карты (0,5% при средней по рынку 1,5%).

В Тинькофф Банке, который занимал первое место в трёх рейтингах прошлого квартала, значительно увеличилась стоимость обслуживания, так как считалось, что пользователь погашает кредит в другом банке, а не в МФО. 

В предыдущих волнах мониторинга не было явного разделения, и при расчете учитывалась минимальная комиссия. В частности, Тинькофф Банк не берет комиссию за погашение кредитов в МФО, тогда как за погашение кредита в другом банке комиссия составляет 1,5%. По этой же причине увеличилась общая стоимость обслуживания в Хоум Кредит Банке: здесь комиссия за погашение кредита в МФО составляет 0%, а в других банках 18 рублей.

В четырех банках обслуживаться стало дешевле благодаря уменьшению комиссий:
  • Банк Возрождение и Восточный перестали брать комиссию за оплату штрафов ГИБДД.
  • АК Барс Банк перестал брать комиссию за оплату ЖКУ и штрафов ГИБДД.
  • В Банке Открытие комиссия за погашение кредита уменьшилась на 0,5%.
В Почта Банке обслуживаться стало дешевле за счет появления в интернет-банке новой функции — платежей по номеру карты (так как ранее соответствующая функция отсутствовала, считалось, что пользователь переводит деньги в стороннем сервисе с комиссией 1,5%.

Среди крупнейших банков значительное уменьшение общей суммы комиссий зафиксировано у Альфа-Банка. По сравнению с предыдущим кварталом 2017 года суммарный размер комиссий для категории «Предприниматель / руководитель» уменьшился на 32%. Для категории «Квалифицированный специалист» на 30%, для категории «Бюджетник» на 23%.

Изменения вызваны изменениями условий актуального пакета услуг для расчетов. Обнулились комиссии за оплату следующих услуг: мобильный банк, погашение кредита, оплата городского телефона, ЖКУ, штрафов ГИБДД.

Почитать о том, какие комиссии банки берут за онлайн-переводы и платежи, можно в кратком отчете.


Методика исследования

Для участия в исследовании были отобраы 30 российских банков, крупнейших по количеству пользователей интернет-банка (по данным исследования e-Finance User Index 2016), в которых есть возможность оформить дебетовую карту. Основной метод исследования — сбор и обработка публично доступной информации о комиссиях банка. Источники информации:
  • веб-сайты исследованных банков;
  • платежные формы в интернет- и мобильных банках;
  • консультации служб поддержки.
В качестве базового карточного продукта для всех категорий пользователей каналов ДБО выбирались стандартные карты VISA Classic или MasterCard Standard. Если таких карт в исследуемом банке не было, выбирались максимально близкие карты выше по классу (например, MasterCard Gold в Хоум Кредит Банке).

В случае, если карта предоставляется банком только в рамках определенного пакета услуг, стоимость обслуживания считалась по самому дешевому тарифу, в рамках которого можно получить карту VISA Classic или MasterCard Standard. Справочная информация по стоимости обслуживания карт представлена в кратком отчете.

В ходе исследования фиксировались абонентские и разовые платежи:

1. Абонентские платежи (подключение и обслуживание интернет- и мобильного банка).

2. Разовые платежи. Комиссии за переводы: 
  • внутрибанковский перевод по номеру счета или карты с дебетовых и кредитных карт;
  • перевод клиенту другого банка по номеру счета или карты с дебетовых и кредитных карт;
  • перевод по номеру карты в другой банк с карты другого банка;
  • пополнение счета или карты клиента с карты другого банка;
  • перевод в другой банк в иностранной валюте.
Комиссии за платежи:
  • оплата мобильной связи, услуг интернет-провайдеров и телевидения;
  • оплата ЖКУ, в том числе, домашнего телефона и электроэнергии;
  • бюджетные платежи (оплата штрафов ГИБДД, налогов, госпошлин);
  • оплата общественного транспорта.
3. Стоимость дополнительных способов подтверждения операций (токены, альфа-карты).

4. Плата за дополнительные операции в каналах ДБО (заказ кредитной истории, покупка инвестиционных продуктов и т.д).

5. Стоимость SMS- и email- уведомлений.

Особенности расчета итоговой суммы обслуживания категорий клиентов (Руководитель, Специалист, Бюджетник):
  1. Если в каналах ДБО банка нет возможности совершать переводы по номеру карты, считалось, что пользователь использует для этого сторонние сервисы с комиссией 1,5%.
  2. Если в каналах ДБО банка не возможности погашать кредит в другом банке через упрощенную форму, считалось, что пользователь переводит деньги по реквизитам банка.
  3. В большинстве банков комиссия за одну и ту же операцию в интернет- и мобильном банке одинаковая. В случае, если комиссия различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.
  4. В расчете рейтинга не учитывалась стоимость подключения и использования дополнительных способов авторизации (например, токенов).
  5. В методике расчета рейтинга критерий «погашение кредитов с помощью упрощенной форы» был разделен на 2 в зависимости от получателя платежа: банк и МФО. При расчете итоговой суммы обслуживания в рейтинге считалось, что клиент погашает кредит в другом банке.


      Полный отчет по результатам Online Banking Fees Monitoring 2017

      Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с ценовой политикой банков в отношении частных пользователей каналов ДБО:
      • как разные банки балансируют ценовую политику;
      • насколько нужно снизить цены, чтобы быть привлекательнее для клиентов;
      • насколько можно поднять цены, чтобы не потерять клиентов;
      • какие дополнительные услуги можно предложить пользователям каналов ДБО.
      Стандартный отчет Расширенный отчет
      Исходные данные: чек-листы по 30-ти банкам+ +
      Сравнительные таблицы с данными 30-ти участников мониторинга по всем комиссиям и платежам по отдельности+ +
      Детали расчета ежемесячной стоимости банковского обслуживания трех категорий пользователей каналов ДБО + +
      Аудит ценовой политики банка Заказчика в отношении частных клиентов по методике Online Banking Fees Monitoring 2017+
      Рекомендации по совершенствованию ценовой политики банка в отношении частных клиентов+

      Результаты исследования позволяют российским банкам:
      1. Оценить конкурентную позицию собственного банка по стоимости обслуживания частных лиц.
      2. Получить детальное представление о принципах формирования тарифов на обслуживание частных лиц.
      3. Определить ключевые инициативы для оптимизации стоимости обслуживания частных лиц в целях привлечения новых клиентов, удержания и повышения активности существующих клиентов.
      Полный отчет по результатам исследования Online Banking Fees Monitoring 2017 будет полезен:
      • руководителям подразделений по обслуживанию частных лиц;
      • руководителям и специалистам по маркетингу и продажам продуктов для частных лиц.
      Также Вы можете подписаться на мониторинг тарифов на банковское обслуживание частных лиц и получать стандартный или расширенный отчет с обновленной информацией 4 раза в год. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности и задать все оставшиеся вопросы. 

      Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.