Online Banking Fees Monitoring 2017 Q1


Online Banking Fees Monitoring 2017 Q1 — первая в 2017 году волна ежеквартального мониторинга тарифов на онлайн-обслуживание частных лиц в российских банках. 

Исследование представляет собой аудит ценовой политики банка в отношении частных клиентов и фиксирует все абонентские платежи и разовые комиссии, взимаемые банками за основные переводные, платежные и другие операции в дистанционных каналах обслуживания (интернет-банках и мобильных банках). Стоимость обслуживания оценивалась по тарифам для Москвы и Московской области. 

Исследование проведено в январе 2017 года и фиксирует тарифы на банковское обслуживание физических лиц в первом квартале 2017 года.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы получить ссылку для скачивания краткого отчета в PDF.
  • Имя и фамилия *
  • Должность *
  • Компания *
  • Номер телефона *
  • Электронная почта *

Подробнее о методике исследования и покупке полного отчета

Чтобы сформировать общее представление о том, сколько стоит онлайн-обслуживание частных клиентов в российских банках, аналитики Markswebb Rank & Report посчитали сумму ежемесячных платежей за пользование интернет- и мобильным банком для трех представителей наиболее активных групп пользователей каналов ДБО: Предприниматель/Руководитель (попадает в банковский сегмент Affluent), Квалифицированный специалист (попадает в банковский сегмент Upper Mass) и Бюджетник (попадает в банковский сегмент Lower Mass). Портреты были составлены на основе исследования e-Finance User Index 2016


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Предприниматель / Руководитель

Руководитель / предприниматель в возрасте 45 лет с доходом 150 000 рублей. Ездит на личном автомобиле и оплачивает штрафы ГИБДД, погашает автокредит, совершает много переводов в свой и другие банки по номеру счета и карты. Использует токен для подтверждения операций.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк
0
Банк Русский Стандарт 2 520
3ВТБ243 180
4Банк Авангард 3 480
5-6 Кредит Европа Банк 3 600
Ситибанк3 600
7 Хоум Кредит Банк 3 840
8Банк Санкт-Петербург 4 500
9 МДМ Банк 5 160
10УБРиР 5 200
11Московский Кредитный Банк 5 400
12
Газпромбанк 5 598
13 МТС Банк 5 760
14 Бинбанк6 840
15Почта Банк7 140
16 Банк Возрождение 7 339
17ВТБ Банк Москвы 7 490
18Промсвязьбанк7 500
19Россельхозбанк 8 160
20Альфа-Банк 8 479
21
МИнБанк 8 940
22-23 АК Барс Банк 9 120
Росбанк9 120
24ОТП Банк 9 240
25 Банк Открытие 9 240
26-27Райффайзенбанк 9 600
ЮниКредит Банк 9 600
28Банк Уралсиб9 840
29 Сбербанк России 10 380
30 Банк Восточный 12 048

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Квалифицированный специалист

Квалифицированный специалист в возрасте 30 лет с доходом 90 000 рублей. Постоянно ездит на общественном транспорте и оплачивает абонемент, погашает потребительский кредит и совершает переводы в свой и другие банки по номеру счета и карты.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк
0
Банк Русский Стандарт 1 260
Хоум Кредит Банк 1 920
4ВТБ242 250
5 Банк Авангард 2 472
6-7Кредит Европа Банк2 700
Ситибанк 2 700
8Банк Санкт-Петербург 3 300
9 УБРиР 3 640
10-11МДМ Банк 3 780
МТС Банк 3 780
12
Московский Кредитный Банк3 900
13 Газпромбанк4 068
14 ВТБ Банк Москвы 4 320
15 Банк Возрождение 4 620
16Почта Банк 4 680
17Бинбанк 5 040
18-19 МИнБанк 5 160
Промсвязьбанк 5 160
20Россельзохбанк 5 520
21
Райффайзенбанк 5 850
22 ОТП Банк 6 060
23 Альфа-Банк 6 102
24АК Барс Банк 6 360
25Банк Уралсиб6 510
26-27 Росбанк6 600
Банк Открытие 6 600
28
ЮниКредит Банк 6 900
29 Сбербанк России 7 260
30 Банк Восточный 8 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Рейтинг стоимости обслуживания частных лиц категории Бюджетник

Бюджетник в возрасте 40 лет с доходом 45 000 рублей. Иногда ездит на общественном транспорте и оплачивает отдельные поездки, погашает потребительский кредит и иногда совершает переводы по номеру карты. Не использует мобильный банк.

 МестоБанк Стоимость
обслуживания*
1
Тинькофф Банк         
0
Банк Русский Стандарт 900
Хоум Кредит Банк 1 800
4
Банк Авангард 2 208
5
ВТБ242 250
6Московский Кредитный Банк2 400
7 МТС Банк 2 640
8-9Кредит Европа Банк 2 700
Ситибанк 2 700
10-12 Банк Возрождение 2 880
ВТБ Банк Москвы 2 880
МДМ Банк 2 880
13
УБРиР 2 920
14 Банк Санкт-Петербург 3 000
15 МИнБанк 3 240
16Почта Банк 3 300
17 АК Барс Банк 3 360
18 Газпромбанк 3 540
19-20Промсвязьбанк 3 600
Райффайзенбанк 3 600
21
Бинбанк 3 720
22Россельхозбанк 3 780
23ЮниКредит Банк 3 900
24 Сбербанк России 4 140
25-26 Банк Уралсиб 4 440
ОТП Банк 4 440
27-28 Росбанк4 500
Открытие Банк 4 500
29 Альфа-Банк 4 554
30 Банк Восточный 5 004

* Итоговая сумма, которую за год платят клиенты Московских филиалов исследуемых банков за обслуживание и операции, инициированные через каналы ДБО. Если комиссия в интернет- и мобильном банке различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Комментарии к рейтингу

По сравнению с предыдущим кварталом почти все банки-лидеры по стоимости обслуживания физлиц (Тинькофф Банк, Банк Русский Стандарт, Хоум Кредит Банк) сохранили свои позиции. Однако вместо Банка Авангард в тройку самых дешевых банков для категории «Предприниматель / Руководитель» вошел ВТБ24, который занимал 17 место в соответствующем рейтинге мониторинга 4 квартала 2016 года

Изменение места ВТБ24 связано с тем, что в банке изменились условия пакетов услуг, благодаря чему клиент, выполняя простые условия, может значительно уменьшить стоимость обслуживания. Например, банк возвращает сумму выплаченных комиссий в случае поддержания определенного минимального баланса на карте или при условии достижения определенного оборота по карте.

Другие банки тоже стараются привлечь клиентов привлекательными условиями обслуживания и снизить его общую стоимость. Например, в Банке Открытие появилась новая карта (Смарт Карта), по которой не взимаются некоторые комиссии (например, за перевод по номеру счета в сторонний банк). А МТС Банк берет фиксированную комиссию за пополнение счета с карты стороннего банка (60 рублей), что при достаточно большой сумме переводов делает самым выгодным именно этот банк.

В некоторых банках, наоборот, обслуживаться стало дороже по сравнению с предыдущим кварталом. В частности, в Росбанке, МКБ и Банке Уралсиб увеличились комиссии за погашение кредитов в других банках с помощью упрощенных форм. Комиссии изменились в пределах 1%, и при условии большой суммы ежемесячных выплат такое изменение может стоить клиенту банка несколько сотен и даже тысяч рублей в год.

Из 30 исследованных банков по-прежнему только Тинькофф Банк дает возможность бесплатно совершать основные  платежные и переводные операции в интернет- и мобильном банке. Его клиенты не платят комиссии за большинство инициированных через онлайн-банк операций, в том числе перевод в другой банк по номеру карты (при общей сумме межбанковских переводов по номеру карты в пределах 20 000 рублей в месяц).

В целом тарифы банков становятся более гибкими: набирают популярность пакеты услуг (дороже пакет — меньше комиссии), снижаются комиссии за операции при выполнении определенных условий (например, поддержание некоего минимального баланса на карте). 

Также есть тренд на снижение размера комиссии за пополнение своей карты с карты другого банка через интернет- или мобильный банк: в первом квартале 2017 года 2 банка из 30 перестали брать комиссию за такие переводы (Альфа-Банк и УБРиР), а в Банке Русский Стандарт комиссия уменьшилась на 1%.


Почитать о том, какие комиссии банки берут за онлайн-переводы и платежи, можно в кратком отчете.


Методика исследования

Для участия в исследовании были отобраы 30 российских банков, крупнейших по количеству пользователей интернет-банка (по данным исследования e-Finance User Index 2016), в которых есть возможность оформить дебетовую карту. Основной метод исследования — сбор и обработка публично доступной информации о комиссиях банка. Источники информации:
  • веб-сайты исследованных банков;
  • платежные формы в интернет- и мобильных банках;
  • консультации служб поддержки.
В качестве базового карточного продукта для всех категорий пользователей каналов ДБО выбирались стандартные карты VISA Classic или MasterCard Standard. Если таких карт в исследуемом банке не было, выбирались максимально близкие карты выше по классу (например, MasterCard Gold в Хоум Кредит Банке).

В случае, если карта предоставляется банком только в рамках определенного пакета услуг, стоимость обслуживания считалась по самому дешевому тарифу, в рамках которого можно получить карту VISA Classic или MasterCard Standard. Справочная информация по стоимости обслуживания карт представлена в кратком отчете.

В ходе исследования фиксировались абонентские и разовые платежи:

1. Абонентские платежи (подключение и обслуживание интернет- и мобильного банка).

2. Разовые платежи. Комиссии за переводы: 
  • внутрибанковский перевод по номеру счета или карты с дебетовых и кредитных карт;
  • перевод клиенту другого банка по номеру счета или карты с дебетовых и кредитных карт;
  • перевод по номеру карты в другой банк с карты другого банка;
  • пополнение счета или карты клиента с карты другого банка;
  • перевод в другой банк в иностранной валюте.
Комиссии за платежи:
  • оплата мобильной связи, услуг интернет-провайдеров и телевидения;
  • оплата ЖКУ, в том числе, домашнего телефона и электроэнергии;
  • бюджетные платежи (оплата штрафов ГИБДД, налогов, госпошлин);
  • оплата общественного транспорта.
3. Стоимость дополнительных способов подтверждения операций (токены, альфа-карты).

4. Плата за дополнительные операции в каналах ДБО (заказ кредитной истории, покупка инвестиционных продуктов и т.д).

5. Стоимость SMS- и email- уведомлений.

Особенности расчета итоговой суммы обслуживания категорий клиентов (Руководитель, Специалист, Бюджетник):
  1. Если в каналах ДБО банка нет возможности совершать переводы по номеру карты, считалось, что пользователь использует для этого сторонние сервисы с комиссией 1,5%.
  2. Если в каналах ДБО банка не возможности погашать кредит в другом банке через упрощенную форму, считалось, что пользователь переводит деньги по реквизитам банка.
  3. В большинстве банков комиссия за одну и ту же операцию в интернет- и мобильном банке одинаковая. В случае, если комиссия различается, считалось, что пользователь совершает операцию там, где комиссия меньше.


Полный отчет по результатам Online Banking Fees Monitoring 2017

Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с ценовой политикой банков в отношении частных пользователей каналов ДБО:
  • как разные банки балансируют ценовую политику;
  • насколько нужно снизить цены, чтобы быть привлекательнее для клиентов;
  • насколько можно поднять цены, чтобы не потерять клиентов;
  • какие дополнительные услуги можно предложить пользователям каналов ДБО.
Стандартный отчет Расширенный отчет
Исходные данные: чек-листы по 30-ти банкам+ +
Сравнительные таблицы с данными 30-ти участников мониторинга по всем комиссиям и платежам по отдельности+ +
Детали расчета ежемесячной стоимости банковского обслуживания трех категорий пользователей каналов ДБО + +
Аудит ценовой политики банка Заказчика в отношении частных клиентов по методике Online Banking Fees Monitoring 2017+
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики банка в отношении частных клиентов+

Результаты исследования позволяют российским банкам:
  1. Оценить конкурентную позицию собственного банка по стоимости обслуживания частных лиц.
  2. Получить детальное представление о принципах формирования тарифов на обслуживание частных лиц.
  3. Определить ключевые инициативы для оптимизации стоимости обслуживания частных лиц в целях привлечения новых клиентов, удержания и повышения активности существующих клиентов.
Полный отчет по результатам исследования Online Banking Fees Monitoring 2017 будет полезен:
  • руководителям подразделений по обслуживанию частных лиц;
  • руководителям и специалистам по маркетингу и продажам продуктов для частных лиц.
Также Вы можете подписаться на мониторинг тарифов на банковское обслуживание частных лиц и получать стандартный или расширенный отчет с обновленной информацией 4 раза в год. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности и задать все оставшиеся вопросы. 

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.