Mobile Banking Rank 2015

Mobile Banking Rank 2015 — четвертая волна ежегодного исследования эффективности сервисов мобильного банкинга физических лиц, проводимого аналитическим агентством Markswebb Rank & Report. Под мобильным банком в исследовании понимается приложение для смартфона или планшета, позволяющее клиенту банка управлять собственными счетами и картами.

Исследование фиксирует два основных параметра эффективности:
  1. Функциональность — насколько полно в мобильном банке представлены возможности для управления финансами клиента: получение информации по картам, совершение платежей и переводов, управление настройками, заказ новых банковских продуктов и т.д.
  2. Удобство пользования — насколько просто и понятно организован интерфейс мобильного банка для совершения операций.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы получить ссылку для скачивания краткого отчета в PDF.
  • Имя и фамилия *
  • Должность *
  • Компания *
  • Номер телефона *
  • Электронная почта *

Ваш экземпляр краткого отчёта в PDF:

Markswebb-Mobile-Banking-Rank-2015--Intro-Report.pdf

Подробнее о методике исследования и покупке полного отчета с результатами исследования.


Краткие результаты исследования


48% или 17 млн российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, пользуются мобильным банкингом для частных лиц. Количество пользователей мобильного банкинга для частных лиц в России выросло за год на 58%.

75% пользователей мобильного банкинга имеют доступ и пользуются только одним банковским мобильным приложением, 18% – мобильными приложениями двух банков.

Наиболее популярными мобильными банками среди российских пользователей являются Сбербанк Онлайн, Альфа-Мобайл Альфа-Банка, мобильные банки ВТБ24, Тинькофф Банка и Связного Банка. При этом мобильным банком Сбербанка пользуются более 72% всех пользователей мобильных банковских приложений в России. У ближайших конкурентов – Альфа-Банка и ВТБ24 – аудитория мобильного банкинга в 8 раз меньше – по 8,7% пользователей мобильного банкинга в России.

Проникновение сервиса мобильного банкинга в клиентскую базу заметно различается от банка к банку, но в среднем находится в диапазоне 10-25% от всех клиентов банка, имеющих доступ в интернет. Наиболее высокую долю пользователей мобильного банкинга по отношению ко всем клиентам банка, имеющим доступ к интернету, показывают Сбербанк России (46%) и Связной Банк (37%). Наименьшую долю (около 10%) — Ренессанс Кредит, Банк Москвы, Россельхозбанк.

Наиболее распространенными мобильными приложениями среди российских банков являются приложения для iPhone и смартфонов Android – из 27 исследованных банков все 27 имеют такие приложения. Приложения для смартфонов с операционной системой Windows Phone предлагают клиентам только 10 банков из 27. Приложения адаптированные для планшетов с операционными системами iOs и Android предлагают 15 и 8 банков из 27 исследованных, соответственно.

Наиболее эффективными мобильными банками с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов по результатам исследования были признаны мобильные приложения для смартфонов Тинькофф Банка, Промсвязьбанка, Сбербанка, Банка Уралсиб и ВТБ24. Наиболее эффективные приложения для планшетов предлагают Банк Авангард, Банк Уралсиб и Райффайзенбанк.


Рейтинг эффективности мобильных банков для iPhone


 Позиция
 в рейтинге* 
 Мобильный банк 
Оценка* 
1
Тинькофф Банк 73,4
2
Промсвязьбанк 60,8
3
Сбербанк 60,4
4
Уралсиб 60,2
5
Связной Банк 59,8
6
ВТБ24 58,9
7
Авангард 58,3
8
МДМ Банк 58,1
9
Альфа-Банк 56,6
10
Райффайзенбанк 55,8
11
ЮниКредит Банк 53
12
Банк Москвы 52,6
13
МТС Банк 52,5
14
ФК Открытие 52
15
Соверен Банк 51,9
16
МИнБанк 51,2
17
Банк Санкт-Петербург 50,8
18
ХоумКредит Банк 49,1
19
Пробизнесбанк 48,9
20
Интерактивный Банк 48,6
21
МКБ 48,5
22
Бинбанк 48,4
23
Росбанк 48
24
ОТП Банк 44,6
25
Газпромбанк 36,8
26
Русский Стандарт 35,8
27
Ситибанк 23,7


Рейтинг эффективности мобильных банков для Android


 Позиция
 в рейтинге* 
 Мобильный банк 
Оценка* 
1
Тинькофф Банк 70,8
2
Уралсиб 60,2
3
Связной Банк 59,8
4
Сбербанк 59
5
Промсвязьбанк 58,5
6
МДМ Банк 58,1
7
Альфа-Банк 57,9
8-9
ВТБ24 57
8-9
Авангард 57
10
Райффайзенбанк 55,8
11
ЮниКредит Банк 53
12
Банк Москвы 52,6
13
Соверен Банк 51,9
14
МТС Банк 51,6
15
ФК Открытие 51,5
16
Банк Санкт-Петербург 50,8
17
МКБ 49,8
18
Росбанк 49,5
19
Интерактивный Банк 48,8
20
Пробизнесбанк 48
21
МИнБанк 46,6
22
Бинбанк 45,2
23
ХоумКредит Банк 43,5
24
ОТП Банк 40,3
25
Русский Стандарт 37,1
26
Газпромбанк 35,8
27
Ситибанк 22,2


Рейтинг эффективности мобильных банков для Windows Phone


 Позиция
 в рейтинге* 
 Мобильный банк 
Оценка* 
1
Тинькофф Банк 68,4
2
Уралсиб 62
3
ВТБ24 59,8
4
Сбербанк 54,3
5
МИнБанк 49,8
6
ХоумКредит Банк 43,8
7
МТС Банк 42,3
8
Русский Стандарт 37,8
9
Газпромбанк 36
10
Альфа-Банк 34,5


Рейтинг эффективности мобильных банков для iPad


 Позиция
 в рейтинге* 
 Мобильный банк 
Оценка* 
1
Авангард 60,8
2
Уралсиб 60,2
3
Сбербанк 59
4-5
ВТБ24 58,9
4-5
Интерактивный Банк 58,9
6
Альфа-Банк 58,4
7-8
Райффайзенбанк 55,8
7-8
ФК Открытие 55,8
9
МТС Банк 55,3
10
ХоумКредит Банк 52,2
11
Росбанк 51
12
МИнБанк 50,5
13
ОТП Банк 49,1
14
Русский Стандарт 34,5
15
Ситибанк 25,3


Рейтинг эффективности мобильных банков для планшетов Android


 Позиция
 в рейтинге* 
 Мобильный банк 
Оценка* 
1
Райффайзенбанк 59,3
2
Авангард 58,3
3
Интерактивный Банк 55
4
ФК Открытие 52,3
5
Пробизнесбанк 52,1
6
Росбанк 49,5
7
Русский Стандарт 39
8
ОТП Банк 38,5



Методика


Источники данных для исследования:
  1. Онлайн-опрос проведен в октябре 2014 года. Выборка 3270 респондентов, репрезентующих пользователей интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек. Анкета опроса включала в себя социо-демографический профиль респондентов, типы используемых банковских продуктов, обслуживающие банки, используемые дистанционные сервисы, активность, частота и давность их использования, совершаемые операции.
  2. Кабинетное обследования интерфейсов мобильных банков проведено специалистами Markswebb в июне-июле 2015 года. В 27 российских банках были выпущены дебетовые карты, подключены сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга, проведены тестовые операции, заполнены чек-листы из более 200 критериев по доступным мобильным приложениям для iOs, Android и Windows Phone.
  3. Серия юзабилити-тестов с привлечением реальных клиентов российских банков. В тестировании участвовали 94 человека в возрасте от 25 до 45 лет с разным опытом пользования мобильными банками. Каждый респондент выполнял серию типовых заданий последовательно в трех случайно подобранных мобильных банках из тех, которыми респондент никогда ранее не пользовался. Каждый мобильный банк, участвующий в исследовании, был протестирован 5 респондентами. По результатам тестирования респонденты выставляли оценки удобства по отдельным задачам и по удобству пользования мобильными банками в целом.

Как формировался рейтинг:

1. Для рейтингования отобраны мобильные приложения 27 российских банков:
  • 10 мобильных банков, вошедших в топ-10 рейтинга Mobile Banking Rank 2014
  • 14 мобильных банков с наибольшим количеством пользователей по данным онлайн-опроса (кроме 10 мобильных банков отобранных ранее)
  • 3 мобильных банка были включены в рейтинг по запросу самих банков.

2. В ходе кабинетного обследования интерфейсов мобильных банков специалисты Markswebb заполнили чек-листы из более 200 критериев, отражающих возможности получения информации по дебетовой карте, возможности платежей и переводов, возможности различных настроек карты, возможности заказа онлайн и получения новых продуктов банка (открытие счетов и вкладов, заказ карт, заявки на кредиты и другие), а также ряд качеств удобства пользования, включая дистанционную регистрацию в мобильном банке и восстановление потерянного доступа, удобство входа, удобство навигации, удобство совершения платежей и возможности для упрощения повторных операций.

3. Каждому критерию был назначен вес, отражающий важность задачи пользователя при работе с дебетовой картой, значимость той или иной функции и качества интерфейса при решении пользовательской задачи. Веса критериев определялись специалистами Markswebb на основе данных, полученных в ходе онлайн-опроса, и на основе собственной экспертизы агентства.

Веса отдельных групп критериев при расчете оценки функциональных возможностей:
- получение информации по карте (остаток, тарифы, параметры, выписка, история платежей, анализ расходов): 20%
- платежи и переводы: 50%
- настройки карты: 5%
- витрина продуктов банка (возможности онлайн-заказа продуктов): 10%
- поиск банкоматов, офисов и иных точек обслуживания: 13%
- курсы валют: 2%

Веса отдельных групп критериев при расчете оценки удобства пользования:
- дистанционная регистрация и восстановление доступа: 10%
- удобство входа: 15%
- удобство навигации (поиска нужной информации и функций): 15%
- открытость данных (возможности экспорта данных): 5%
- удобство платежных форм: 10%
- возможности для упрощения повторных операций (шаблоны, платежи по расписанию, повторы из истории операций, автоплатежи): 15%
- общая информационная поддержка: 5%
- визуальная привлекательность интерфейса (оценка респондентов): 5%
- предпочтительность мобильного банка (общая оценка удобства респондентов по результатам тестирования): 5%
- средняя оценка респондентов по отдельным задачам, выполненным в ходе тестирования: 15%

4. Итоговая оценка эффективности мобильного банка рассчитывалась как квадратный корень из суммы квадратов нормированных оценок функциональных возможностей и удобства пользования.



Полный отчет по результатам исследования


Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на все основные вопросы, связанные с текущим уровнем развития и трендами развития мобильных банков для частных лиц.

Полный отчет по результатам исследования Mobile Banking Rank 2015 будет полезен:
  • Руководителям дистанционных каналов обслуживания физических лиц,
  • Руководителям и специалистам по маркетингу и продажам розничных продуктов в дистанционных каналах обслуживания,
  • Руководителям направлений электронного бизнеса.

На коммерческой основе агентство Markswebb Rank & Report предлагает два варианта приобретения полного отчета по результатам исследования:

Стандартный отчет Расширенный отчет
Скриншоты интерфейсов по 90 мобильным банковским приложениям
+ +
Чек-листы по 90 мобильным банковским приложениям + +
Статистические данные по аудитории мобильного банкинга в России + +
Сравнительные таблицы и рейтинги по группам критериев + +
Примеры лучших практик и типичных недостатков в функциональных возможностях и удобстве интерфейсов мобильных банков (с иллюстрациями и комментариями) + +
Аудит и оценка мобильного банка Заказчика по методике Mobile Banking Rank 2015
+
Подготовка рекомендаций и бизнес-требований для развития и улучшения конкурентных позиций мобильного банка Заказчика на основе проведенного аудита
+

Дополнительные услуги на базе исследования Mobile Banking Rank 2015:
  1. Мониторинг мобильных банков
  2. Юзабилити-тестирование мобильного банка
  3. Закрытые мероприятия в формате workshop для формирования стратегии и дорожных карт развития мобильного банка
  4. Проектирование интерфейсов мобильных банков
  5. Pre-production аудит - обследование и оценка мобильного банка на этапе проектирования, дизайна и технического тестирования.

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.