Результаты актуального исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России e-Finance User Index 2016

e-Finance User Index 2014

e-Finance User Index 2014 — первая волна масштабного ежегодного исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России, проводимого агентством Markswebb Rank & Report. В основе исследования лежит репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов.

Ключевые результаты
  • 19,6 млн человек совершают хотя бы одну платежную операцию в интернете каждый месяц.
  • 19,4 млн человек пользуются онлайн-, мобильным или SMS- банкингами.
  • 15,4 млн человек используют интернет-банк. При этом почти ¾ этих людей пользуются интернет-банком Сбербанк Онлайн.
  • 11,7 млн человек совершают платежи через интернет-банк за месяц.
  • 8,9 млн человек платят в интернете банковской картой.
  • 7 млн человек совершают онлайн-платежи с помощью электронных кошельков.
  • 6,6 млн человек совершают за месяц хотя бы один онлайн-платеж с мобильного устройства.

Подробнее о методике исследования и полном отчете по исследованию.



Дистанционное банковское обслуживание


68,7% пользователей интернета в России отметили, что используют хотя бы один из сервисов дистанционного банковского обслуживания: интернет-банк, мобильный банк или SMS-банк — это 19,4 млн человек*. Больше половины из этих людей отметили, что используют как минимум два разных типа сервисов ДБО (например, интернет-банк и мобильный банк). А каждый четвертый — сразу три разных типа сервисов ДБО. Интернет-банком для физических лиц пользуется 54,6% российской интернет-аудитории или 15,4 млн человек, мобильным банком — 38% (10,8 млн человек), а SMS-банком 34,3% (9,7 млн человек).

Пересечение групп пользователей разных сервисов дистанционного банковского обслуживания:
Пересечение групп пользователей разных сервисов дистанционного банковского обслуживания (e-Finance User Index 2014)

* Из расчета 28,3 млн суточной аудитории интернета в России (подробнее см. методику исследования)


Интернет-банкинг


Топ-10 интернет-банков по количеству пользователей (% от аудитории интернета в России):
 Интернет-банк   % 
Сбербанк России 40,2%
Альфа-Банк 8,2%
ВТБ24 7,7%
Русский Стандарт 4,3%
ТКС Банк 3%
Связной Банк 2,3%
ХоумКредит Банк 2,2%
Райффайзенбанк 2,2%
Промсвязьбанк 1,7%
Банк Уралсиб 1,5%


Доля новых пользователей интернет-банков (% начавших пользоваться менее года назад):
 Интернет-банк   % 
Сбербанк России 20%
Альфа-Банк 23%
ВТБ24 22%
Русский Стандарт 22%
ТКС Банк 29%
Связной Банк 18%
ХоумКредит Банк 48%
Райффайзенбанк 20%
Промсвязьбанк 32%
Банк Уралсиб 18%


Доля активных пользователей интернет-банков (% пользующихся раз в неделю или чаще):
 Интернет-банк   % 
Сбербанк России 48%
Альфа-Банк 49%
ВТБ24 39%
Русский Стандарт 52%
ТКС Банк 42%
Связной Банк 50%
ХоумКредит Банк 14%
Райффайзенбанк 52%
Промсвязьбанк 30%
Банк Уралсиб 38%


Интернет-банкинг является наиболее популярным финансовым сервисом в российском интернете. Наиболее популярная система интернет-банкинга в России — Сбербанк Онлайн — три четверти всех пользователей интернет-банков отметили, что используют интернет-банк Сбербанка. Второе и третье место по популярности занимают, соответственно, системы Альфа-Клик Альфа-Банка и Телебанк ВТБ24, уступая аудитории Сбербанк Онлайн в пять раз.

Среди десяти наиболее популярных интернет-банков отсутствуют системы таких крупных розничных банков, как Росбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Газпромбанк, что в целом может свидетельствовать как об особенностях клиентской базы соответствующих банков, так и о качестве их дистанционных сервисов. Напротив, в десятке наиболее популярных интернет-банков оказались сервисы ТКС Банка и Связного Банка — банков, делающих большую ставку на онлайн-обслуживании розничных клиентов.

В среднем около 20% пользователей интернет-банков начали ими пользоваться в течение года — самые популярные интернет-банки (в том числе Сбербанк Онлайн) демонстрируют примерно одинаковую долю «новичков». Из общей картины выбиваются интернет-банки ТКС Банка и Промсвязьбанка, среди пользователей которых доля новичков составила около 30%, и интернет-банк ХоумКредит Банка, пользоваться которым за последний год начала почти половина существующей аудитории интернет-банка.

Около половины пользователей интернет-банков заходят в интернет-банк раз в неделю или чаще. От средней частоты пользования заметно отличаются показатели интернет-банков ХоумКредит Банка и Промсвязьбанка — доля активных пользователей среди аудитории этих интернет-банков заметно ниже среднего.


Электронные кошельки


56,6% пользователей интернета в России указали, что пользуются хотя бы одним электронным кошельком. При этом 34,4% отметили, что пользуются кошельком WebMoney, 32,3% — Яндекс.Деньгами. QIWI Кошелек используют 24,6% российских интернет-пользователей, а 9,7% указали, что пользуются платежной системой PayPal — это около 2,7 млн человек.

Меньше половины пользователей электронных кошельков за месяц совершили хотя бы одну платежную операцию с помощью электронного кошелька: оплачивали покупку в интернет-магазине (в том числе за электронные товары, билеты), мобильную связь, доступ в интернет или другие абонентские услуги, оплачивали штрафы, налоги или иные платежи в бюджет РФ или совершали переводы через электронный кошелек.

Количество пользователей электронных кошельков и плательщиков через электронные кошельки (млн человек):
Количество пользователей электронных кошельков и плательщиков через электронные кошельки (млн человек) - e-Finance User Index 2014


Платежи в интернете


19,6 млн пользователей интернета совершали хотя бы одно платежное действие в интернете за последний месяц: оплатили товар или услугу, совершили денежную операцию одним из электронных способов (банковской картой онлайн, через интернет-банк, мобильный банк или электронный кошелек).

14,1 млн пользователей интернета оплачивали коммерческие или государственные услуги через интернет за последний месяц. 12,7 млн пользователей интернета оплатили за месяц хотя бы одну покупку в интернет-магазинах электронным способом (это 62,8% тех людей, кто вообще совершал покупки в интернете).

Интернет-банк — наиболее активно используемый платежный инструмент в российском интернете. 75,6% пользователей интернет-банка совершали через него хотя бы одну платежную операцию за месяц. Среди пользователей электронных кошельков плательщиков только 43,6%,а среди пользователей мобильных банков — 34,5%.

Количество пользователей интернета, совершивших платежные операции через интернет-банк или банковской картой онлайн (млн человек, за месяц):
Количество пользователей интернета, совершивших платежные операции через интернет-банк или банковской картой онлайн (млн человек, за месяц) - e-Finance User Index 2014


Финансовые и платежные сервисы в мобильном пространстве


15,7 млн россиян пользуются интернет-банком, мобильным банком, SMS-банком или электронным кошельком с мобильного устройства (мобильного телефона, смартфона или планшета). Из них 10,8 млн человек пользуются мобильным банком, SMS-банком — 9,7 млн человек, интернет-банком на мобильном устройстве — 5,9 млн человек, электронным кошельком на мобильном устройстве — 4,8 млн человек.

6,6 млн человек совершают за месяц хотя бы одну платежную операцию онлайн с мобильного устройства — это 33,6% от общего числа онлайн-плательщиков.

Количество пользователей интернета, совершивших платежные операции с мобильных устройств онлайн (млн человек, за месяц):
Количество пользователей интернета, совершивших платежные операции с мобильных устройств онлайн (млн человек, за месяц) - e-Finance User Index 2014


Методика исследования


В основе исследования e-Finance User Index 2014 лежит репрезентативный онлайн-опрос, проведенный агентством Markswebb Rank & Report в октябре 2013 года.

Размер выборки: 3145 респондентов.

Выборка репрезентует суточную интернет-аудиторию в возрасте от 18 до 64 лет, проживающую в российских городах с населением от 100 тысяч человек. Генеральная совокупность – 28,3 млн человек.

Для формирования репрезентативной выборки при наборе респондентов устанавливались квоты по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания (размер города и федеральный округ). Квоты определялись на основе публичных данных о структуре аудитории интернета в России из исследований компаний ФОМ и TNS.

Анкета опроса включает в себя 88 вопросов, которые в совокупности дают более 2400 параметров по каждому респонденту.

Анкета включает в себя следующие блоки вопросов:
  • Социо-демографические характеристики
  • Пользование интернетом
  • Пользование банковскими продуктами
  • Знание и пользование ДБО и электронных денег: конкретные банки и платежные системы, давность пользования, частота пользования, причины отказа от использования
  • Покупки в интернет-магазинах: товарные категории, способы оплаты, суммы покупок, типы устройств доступа в интернет
  • Оплата услуг, платежи в бюджет РФ, денежные операции и переводы: виды платежей, способы оплаты, суммы платежей, типы устройств доступа в интернет
  • Банковские неплатежные операции
  • Управление личными финансами (PFM)
Все представленные в отчете данные являются оценками реальных значений.

Для рассчитанной метрики в размере 50% от выборки погрешность измерения с 95% вероятностью составит +/-3,5%. То есть, реальное значение будет лежать в интервале от 48,3% до 51,7%.

Для метрики в размере 1% от выборки погрешность с 95% вероятностью составит +/-35%. Реальное значение будет лежать в пределах от 0,65% до 1,35%.


Полный отчет по исследованию


Полный отчет по результатам исследования e-Finance User Index 2014 является «настольной» книгой всех менеджеров сервисов ДБО, менеджеров по маркетингу, руководителей направлений ДБО, маркетинга и электронного бизнеса в банках, а также менеджеров и руководителей электрон-ных платежных систем, интернет-магазинов и интернет-сервисов, зарабатывающих на платежах от пользователей. Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на все основные вопросы, связанные с пониманием пользователей ДБО, электронных денег, онлайн- и мобильных платежей.

На коммерческой основе агентство Markswebb Rank & Report предлагает два варианта приобретения полного отчета:

1. Полный отчет

Отчет в виде многостраничного документа в электронном и печатном видах, содержащий подробный анализ потребителей интернет- и мобильных ДБО-сервисов, электронных денег, онлайн платежей и неплатежных банковских операциях онлайн.

Основное содержание отчета: диаграммы, таблицы и аналитические комментарии.

Объем отчета: более 200 страниц.
2. Полный отчет + база данных

В дополнение к полному отчету предоставляется база данных с исходными анкетами опроса.

База данных позволяет рассчитывать собственные метрики и проводить дополнительные исследования.

База предоставляется в электронном виде в форматах MS Excel и SPSS.


Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.