e-Commerce User Index 2014

e-Commerce User Index 2014 – первая волна масштабного ежегодного исследования покупателей интернет-магазинов в России, проводимого агентством Markswebb Rank & Report. В основе исследования лежит репрезентативный онлайн-опрос более 3 тысяч респондентов.

Ключевые результаты
  • В России более 20 миллионов человек совершают онлайн-покупки за месяц.
  • Более половины онлайн-покупателей проживают в городах с населением менее миллиона человек.
  • Женщины являются более активными онлайн-покупателями, чем мужчины.
  • Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей с высоким доходом значительно выше (около 90%), чем среди интернет-пользователей с низким доходом (50-60%).
  • Наличные пока еще остаются наиболее популярным способом оплаты онлайн-покупок – их выбирают 43% покупателей, однако хотя бы одну покупку оплачивают онлайн уже больше половины покупателей.

Подробнее о методике исследования и полном отчете по исследованию.




Где живут онлайн-покупатели


71% суточной российской интернет-аудитории – это 20,2 млн человек* – совершают покупки онлайн в течение месяца.

Чуть менее половины всех онлайн-покупателей проживают в российских городах-миллионерах, а треть онлайн-покупателей – в небольших городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек.

* Из расчета 28,3 млн суточной аудитории интернета в России (подробнее см. методику исследования)

Распределение онлайн-покупателей по городам проживания:
Распределение онлайн-покупателей по городам проживания - e-Commerce User Index 2014

Распространенность онлайн-покупок растет вместе с ростом города. В небольших городах доля онлайн-покупателей среди активной интернет-аудитории составляет немногим более 63%. В Москве доля онлайн-покупателей – уже превышает 80%.

Такое расслоение связано как с запаздывающим (по сравнению с крупными городами) распространением интернета в малых городах, так и с относительно низким локальным уровнем сервиса и местных, и федеральных интернет-магазинов.

Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных городов:
Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных городов - e-Commerce User Index 2014

Распространенность онлайн-покупок практически не зависит от региона России. Доля онлайн-покупателей в разных федеральных округах кроме Центрального и Северо-Западного (в них статистику искажают Москва и Санкт-Петербург) колеблется от 64% до 69% и зависит прежде всего от доли интернет-аудитории, проживающей в крупных городах.

Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных федеральных округов России:
Доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей разных федеральных округов России - e-Commerce User Index 2014

Что покупают онлайн


Продажа физических (материальных) товаров – основная часть электронной коммерции в России. 61% активной интернет-аудитории (или 85% от всех онлайн-покупателей) покупали онлайн именно физические товары. Наиболее популярные категории покупок – одежда, обувь, электроника (включая компьютерную технику и телефоны), косметика и средства гигиены.

Цифровые товары (приложения для мобильных устройств, электронные книги и всевозможный развлекательный контент: кино, музыку, игры и т.д.) покупали онлайн 27% активных интернет-пользователей.

Доли интернет-пользователей, совершивших онлайн-покупку товаров в той или иной категории за месяц:
Доли интернет-пользователей, совершивших онлайн-покупку товаров в той или иной категории за месяц - e-Commerce User Index 2014

Как оплачивают онлайн-покупки


Наличные по-прежнему остаются самым популярным способом оплаты онлайн-покупок, однако уже больше половины онлайн-покупателей предпочитают иные способы оплаты.

Хотя бы одну покупку оплатили онлайн (то есть непосредственно в интернете) 63% онлайн-покупателей. При этом самым популярным способом онлайн-оплаты является оплата банковской картой – хотя бы одну онлайн-покупку оплачивали , вводя номер банковской карты в интернете, 34% покупателей.

Доли онлайн-покупателей, оплативших хотя бы одну онлайн-покупку тем или иным способом:
Доли онлайн-покупателей, оплативших хотя бы одну онлайн-покупку тем или иным способом - e-Commerce User Index 2014
 


Методика исследования


В основе исследования e-Commerce User Index 2014 лежит репрезентативный онлайн-опрос, проведенный агентством Markswebb Rank & Report в октябре 2013 года.

Размер выборки: 3145 респондентов.

Выборка репрезентует суточную интернет-аудиторию в возрасте от 18 до 64 лет, проживающую в российских городах с населением от 100 тысяч человек. Генеральная совокупность – 28,3 млн человек.

Для формирования репрезентативной выборки при наборе респондентов устанавливались квоты по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания (размер города и федеральный округ). Квоты определялись на основе публичных данных о структуре аудитории интернета в России из исследований компаний ФОМ и TNS.

Анкета опроса включает в себя 88 вопросов, которые в совокупности дают более 2400 параметров по каждому респонденту.

Анкета включает в себя следующие блоки вопросов:
  • Социо-демографические характеристики
  • Пользование интернетом
  • Пользование банковскими продуктами
  • Знание и пользование ДБО и электронных денег: конкретные банки и платежные системы, давность пользования, частота пользования, причины отказа от использования
  • Покупки в интернет-магазинах: товарные категории, способы оплаты, суммы покупок, типы устройств доступа в интернет
  • Оплата услуг, платежи в бюджет РФ, денежные операции и переводы: виды платежей, способы оплаты, суммы платежей, типы устройств доступа в интернет
  • Банковские неплатежные операции
  • Управление личными финансами (PFM)

Все представленные в отчете данные являются оценками реальных значений.

Для рассчитанной метрики в размере 50% от выборки погрешность измерения с 95% вероятностью составит +/-3,5%. То есть, реальное значение будет лежать в интервале от 48,3% до 51,7%.

Для метрики в размере 1% от выборки погрешность с 95% вероятностью составит +/-35%. Реальное значение будет лежать в пределах от 0,65% до 1,35%.


Полный отчет по исследованию



Полный отчет по результатам исследования e-Commerce User Index 2014 является «настольной» книгой всех топ-менеджеров, руководителей и менеджеров по маркетингу в интернет-магазинах, руководителей направлений электронного бизнеса в компаниях розничной торговли и услуг для физических лиц. Полный отчет по результатам исследования дает исчерпывающие ответы на все основные вопросы, связанные с пониманием аудитории онлайн-покупателей.

На коммерческой основе агентство Markswebb Rank & Report предлагает два варианта приобретения полного отчета:

1. Полный отчет

Отчет в виде многостраничного документа в электронном и печатном видах, содержащий подробный анализ аудитории онлайн-покупателей, ее структуры и особенностей в целом и по отдельным товарным категориям.

Основное содержание отчета: диаграммы, таблицы и аналитические комментарии.

Объем отчета: более 200 страниц.
2. Полный отчет + база данных

В дополнение к полному отчету предоставляется база данных с исходными анкетами опроса.

База данных позволяет рассчитывать собственные метрики и проводить дополнительные исследования.

База предоставляется в электронном виде в форматах MS Excel и SPSS.

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.