Информационная архитектура ДБО: наводим порядок

Весь 2018 год интернет-банки для малого бизнеса активно внедряли разнообразные небанковские сервисы, которые решают различные задачи бизнеса на протяжении всего жизненного цикла его существования. Вследствие взрывного роста функциональности интернет-банков пострадала их информационная архитектура: новые сервисы сильно нагрузили интернет-банк структурно и навигационно, вызвав множество проблем у пользователей

В 2019 году перед банками стоит серьезная задача: оптимизировать и упорядочить созданную инфраструктуру, чтобы из набора разрозненных сервисов создать цельные платформы для ведения бизнеса. На что обратить особое внимание и каким принципам следовать?

Структурная революция

Финансы из главной сущности интернет-банка для бизнеса становятся одной из сущностей. Этот переход начался не так давно и будет в ближайшее время происходить на наших глазах. Мы, в Markswebb, выделяем шесть сущностей, которые играют ключевые роли в картине мира предпринимателя или руководителя малого бизнеса и должны быть представлены в интернет-банке для бизнеса: контрагенты, сотрудники, финансовая часть, документооборот, отчетность, продукты (товары и услуги).

В контексте интернет-банка для бизнеса мы говорим о двух аспектах информационной архитектуры интернет-банка, в который интегрировано большое количество небанковских сервисов:

  • структура интернет-банка — логическая иерархия сущностей, которые представлены в системе;
  • навигация— элементы интерфейса, помогающие пользователю находить нужные информацию и функционал.

С появлением в интернет-банке большого количества небанковских сервисов количество пользовательских сценариев (которые и без того очень многообразны) кратно увеличивается. За какими составляющими важно следить при построении структуры интернет-банка для бизнеса?

  • Логические связи — например, надо установить связь между выставленным счетом и платежом, тут же предложить создание акта, который тоже будет увязан со счетом и платежом, и т.д.;
  • Контекстные функции — практически для каждой сущности (контрагент, продукт, сотрудник, платеж), представленной в интернет-банке, дусмотрен набор действий, который над ней можно произвести. Важно, чтобы этот набор следовал за своим «родителем» повсюду, во всех разделах ИБ, и был единообразным, формируя правильные привычки у пользователя;
  • Подключение справочников — например, справочник сотрудников используется в сервисе зарплатного проекта, для выдачи доступа к интернет-банку, для выдачи корпоративных карт и управления ими, но во всех этих сервисах справочники живут сами по себе. Их нужно объединять и использовать один для всех, ведь сотрудники — одни и те же;
  • Размещение родственных сущностей рядом — например, в одном календаре событий надо отмечать все важные для клиента дедлайны и при необходимости настроить доступы, если вопросами занимаются разные бухгалтеры. Сейчас клиент вынужден ориентироваться в нескольких календарях: в одном — сроки сдачи налоговой отчетности, в другом — сроки подготовки документов по внешнеэкономической деятельности, в третьем — личный календарь задач и встреч.

Ключевые принципы организации

1. Не бояться дублирования путей к востребованной функциональности, чтобы охватить максимум пользовательских сценариев.

2. Простые и понятные наименования в навигации и в интерфейсе в целом.Интернет-банки для бизнеса часто грешат бухгалтерской терминологией («дебет», «кредит», «конверсия»), которая не всегда понятна обычному человеку, особенно когда он начинает заниматься бизнесом. Например, повторение платежа в некоторых интернет-банках называется «копирование», что часто воспринимается неверно (например, как экспорт платежки).

3. Единообразие в контекстных функциях— чтобы у одной и той же сущности был одинаковый набор во всех проявлениях.

4. Единая лента операций. Наличие нескольких лент операций путает пользователя, особенно если речь идет о неопытном предпринимателе. Гораздо удобнее ориентироваться в единой ленте операций, где объединяются как входящие, так и исходящие платежи, причем не только исполненные, но и имеющие статус «На подпись», «В обработке» или «Отказанные».

5. Правильная работа с фильтрами: не стоит активировать их автоматически, сохранять активные фильтры с предыдущего входа, требовать нажатия кнопки «Применить». Предпринимателю будет гораздо удобнее работать с лентой операций, если активные фильтры явно отображаются и не будут пропадать при скролле страницы.

6. Поиск с учетом морфологии, который работает по всему интернет-банку, а не только по платежным операциям, показывает контекстные функции найденных элементов и позволяет показать сверху «ручные» результаты (если по популярному запросу поисковый алгоритм не очень справляется). Поиск с морфологией уже реализовали Точка Банк и BSS (решение Digital2Go), и мы надеемся, что эта практика получит на рынке широкое распространение.

7. Гибкость структуры:
  • сервисы должны подстраиваться под контекст пользователя. Например, у ИП на упрощенной системе налогообложения 6% должны быть напоминания об отчетности и рассчитанные налоги именно для этого типа бизнеса;
  • подстройка навигации под текущую «картину мира» пользователя — например, если пользователь много занимается валютными операциями и не использует ЗПП, нужно соответственно перестраивать навигацию, чтобы часто используемые функции можно было легко найти, а редкие не мешали;
  • шорткаты, автоматическое выявление паттернов — если есть какие-то периодические платежи, не обязательно заставлять пользователя создавать шаблон самому, можно выловить это с помощью алгоритмов и предложить пользователю более быстро проводить платеж.

Хорошо выстроенная информационная архитектура способна кардинально улучшить пользовательский опыт. Когда все нужное под рукой и ничто лишнее не мешает, эффективность работы возрастает, да и настроение у предпринимателя улучшается. Именно к такому результату ведет кропотливая работа проектировщиков над структурой и навигацией интернет-банка, а также вовлечение современных технологий анализа данных, позволяющих гибко подстраивать интерфейсы под контекст и задачи каждого из сотен тысяч пользователей.