5 ключевых трендов цифрового банкинга для бизнеса

31 октября Алексей Скобелев выступил на конференции «ДБО для юрлиц», где рассказал о главных трендах развития онлайн-банкинга для бизнеса. Для кого и как будут развиваться интернет- и мобильные банки? Кто будет задавать вектор развития? Всем ли нужно гоняться за трендами и стремиться делать лучший цифровой сервис для МСБ? Ответы на эти вопросы — в кратком изложении выступления по мотивам Business Internet Banking Rank 2018.

Интернет- и мобильный банк разделяются по ролям использования

В рознице очень большая часть клиентов отказалась от интернет-банка и взаимодействует с банком через мобильное приложение. Сейчас то же самое происходит с онлайн-обслуживанием микробизнеса. Большая часть предпринимателей этого сегмента — самозанятые физлица, которые получают свой доход на счет ИП и потом выводят деньги на счет частного лица. Они уже очень быстро становятся mobile only пользователями онлайн-банкинга, а интернет-банк остается инструментом для более продвинутых компаний или более профессиональных ролей использования (например, для бухгалтеров).

Это не значит, что банку не нужно развивать интернет-банк. Это значит, что это развитие должно происходить в первую очередь для определенных ролей пользователей.

Количество банков, которые задают тренды, растет

В 2018 году троица лидеров цифрового обслуживания малого бизнеса превратилась в четверку: к Точка Банку, Тинькофф Банку и Модульбанку присоединился ДелоБанк, а вскоре в число законодателей мод может войти Сбербанк и Банк Открытие.

Сбербанк за последние несколько лет планомерно наращивает скорость развития своих сервисов, который становятся все более ориентированными на конечного клиента. За год интернет-банк Сбербанка поднялся в рейтинге Markswebb с 8 на 6 место, и скорее всего продолжит расти. В скором будущем Сбербанк с его ресурсами и охватом клиентов вполне может стать лидером по качеству цифровых сервисов для МСБ. Другим банкам будет очень сложно забирать у них клиентов и привлекать тех, кто только планирует создать свой бизнес и выбирают первый банк для обслуживания.

Банк Открытие дебютировал со своей бизнес-платформой в прошлом году, активно развивал свой сервис весь 2018 год и сейчас опережает рынок по скорости развития. Для банка эта платформа сейчас — целевое решение, на которое переводятся клиенты, поэтому вполне можно ожидать, что в скором времени оно станет одним из лучших на рынке.

Лучшие интернет-банки для бизнеса эволюционируют в цифровые платформы

В своем развитии онлайн-банкинг проходит 4 стадии: ежедневный банкинг, цифровой офис, цифровая платформа и медиа. Став полноценным сервисом для базовых операций, онлайн-банкинг вступает в стадию цифрового офиса, когда заменяет клиенту все другие каналы коммуникации общения с банком — посещение офисов и звонки. Это текущий уровень развития интернет-банков для малого бизнеса: уже несколько игроков работают с клиентами полностью удаленно.

Парадигмы_МСБ.jpg

Из цифрового офиса интернет-банк движется в сторону цифровой платформы, которая включает в себя не только банковские сервисы, но и другие инструменты для ведения и развития бизнеса, начиная от его регистрации и ведения бухгалтерии заканчивая сервисами наподобие конструктора сайтов. Банк становится платформой, которая все эти сервисы в себе объединяет.

Определяются 2 пути развития цифровых сервисов банка

Каждому банку нужно принять принципиальное решение: являются ли цифровые сервисы фактором, который привлекает клиентов в ваш банк и удерживают его.

Если банк привлекает клиентов какими-то другими ценностями, значит не нужно гнаться за лидерами рынка и цифровыми трендами: достаточно ограничить развитие цифровых сервисов несколькими простыми вещами:

  • отслеживать и устранять причины оттока клиентов, которые связаны с онлайн-обслуживанием;
  • слушать обратную связь от клиентов и внедрять только то, что им очень нужно;
  • поддерживать уровень сервиса на рыночном уровне — реализовать то, что есть плюс-минус у всех.

Если для банка цифровые сервисы являются средством привлечения клиентов, то есть 2 пути:

1. Создавать лучший пользовательский опыт — отказаться от парадигмы добавления функций и добавлять ценность для клиента: понимать сценарии использования сервиса и реализовать их максимально удобным способом.

2. Создавать платформу для бизнеса — стать для клиентом чем-то большим, чем просто банк. Традиционный банкинг закрывает небольшую часть жизненного цикла бизнеса — все, что связано с денежными отношениями с контрагентом, переводами самому себе и взаимоотношениями с банком. Концепция перехода к бизнес-платформе подразумевает расширение компетенций банка: он закрывает максимум задач бизнеса своими цифровыми сервисами. Для этого нужно начать думать как сервисная компания и быть готовым к постоянным интеграциям и партнерствам.

LTV_бизнеса.jpg

Будущее: биометрия и единый сервис для микробизнеса и физлиц

В рознице медленно, но верно развивается биометрическая идентификация, и как только она будет внедрена, этот тренд очень быстро перейдет в сервисы для бизнеса. Тогда у предпринимателей появится возможность взаимодействовать с банком только в цифровых каналах, вообще ни разу не встречаясь с ним физически.

В связи с недавними инициативами с налогообложением для самозанятых, нас ждет новый виток интереса к объединению сервисов для предпринимателя и частного лица в одну сущность, когда самозанятый человек сможет управлять счетом ИП и физлица в одном интерфейсе.